На эту страницу мы поставили самые популярные вопросы, которые родители задают нашим учителям и администрации школы.
Мы постарались ответить на них наиболее подробно и понятно.
Если вы не найдете ответа на свой вопрос – обязательно задайте его нам! Мы будем ждать.
В Воронеже немало учителей, которых не всё устраивает в государственной системе образования. Как правило, таким учителям тесно в традиционной школе.
В России существуют три семинара для учителей вальдорфских школ. Учителя, которые приходят работать в нашу школу, обучаются там очно и заочно, в течение четырех лет, три раза в год на каникулах. Семинары проходят либо в Москве, либо в Санкт -Петербурге, либо в Самаре. На этих семинарах преподают специалисты из России, Германии, Швейцарии, Англии.
Думаем, вы понимаете, что вальдорфским учителем быть непривычно и непросто. Нужно всё время учиться, узнавать новое, продолжать любить детей даже тогда, когда это крайне сложно делать, любить то, что делаешь и хотеть сделать это лучше, интереснее, быть постоянно в поиске новых идей, как преподнести тот или иной материал, чтобы ребята загорелись, услышали, осознали. Согласитесь, задачка не из простых:)
Наши учителя — это умные, ищущие энтузиасты, любящие детей и влюбленные в свое дело. Хотите к нам присоединиться?:)
На страничке «Наши учителя и сотрудники» можно познакомиться с ними.
Нет, мы не читаем с детьми молитвы. Мы можем рассказать о молитвах в соответствующей теме урока, можем даже разучить, разобраться в словах, но это скорее, чтобы дети ЗНАЛИ об этом. Молиться с детьми – это совсем не наша задача.
Молитва – это дело интимное. Каждый человек сам выбирает с какими словами, когда и как ему обращаться к Богу. И также это дело церкви. Мы, вальдорфская школа, учебное учреждение. Слова, которые мы произносим перед едой, в начале урока – это изречения. Наполненные смыслом фразы.
В каждом классе могут быть дети из семей разных вероисповеданий. Это уже мы стараемся учитывать индивидуально.
Среди учителей школы нет противников христианства.
Из самых различных семей. Это инженеры, художники, артисты, преподаватели, учителя, частные предприниматели, журналисты, директоры, врачи, экономисты, юристы, менеджеры, продавцы и другие.
Профессия родителей не главное при выборе нашей школы. Гораздо важнее, отношение родителей к своим детям, к тому, что они хотят дать ребенку, какие цели ставят перед собой. И еще очень важный момент: готовы ли они развиваться и меняться вместе со своим ребёнком?
Продлёнка в нашей школе только для самых маленьких. В вальдорфской педагогике существует мнение, что продлёнка — явление не всегда полезное. Поэтому на нашей продлёнке дети проводят все свое свободное время на прогулке. Бесспорно, её значительный ПЛЮС в удобстве для родителей — дети в это время находятся под присмотром воспитателей продленки. Начинается она после уроков, а заканчивается, когда дети садятся в автобус, который отправляется из школы в 15-20.
Для ребенка не очень полезно оставаться в школе после уроков. Ему нужно отключиться от школьной жизни, полноценно отдохнуть, побыть с близкими, позаниматься делами, не имеющими отношения к школе — хобби, секции, друзья. Не говоря уже о том, что ребёнок очень устает от такого длительного пребывания в школе.
Все наши педагоги, обладающие знаниями и навыками вальдорфского образования, максимально вкладываются в обучающий процесс. И им тоже хочется отдохнуть после школы и подготовиться к новому учебному дню.
Уже к средним классам вальдорфской школы наши ученики совершенно самостоятельно ходят на секции, музыкальные занятия помимо школы, и родители могут оставаться за них спокойными. Мы стремимся, чтобы дети учились быть самостоятельными. Понимая родителей, которые любят и заботятся о своих детях, мы тем не менее призываем: давайте детям самостоятельность, когда они к ней уже готовы.
Мы не очень хорошо относимся именно к раннему знакомству с компьютером. В нашей школе уроки информатики начинаются только с 9 класса. К этому возрасту ученик способен воспринимать компьютер как инструмент, а не заменитель реальной жизни.
К сожалению, дома наши ребята всё чаще играют в компьютерные игры, часами пропадая в виртуальном мире. И тут уже школе сложно влиять на ситуацию. Мы бы хотели, чтобы в этом вопросе родители действовали совместно с учителями. Например, мы можем предложить семинары для родителей. Мы можем совместно разбираться в причинах того, почему ребёнок уходит в компьютер с головой. Мы можем помочь родителям выстраивать дома такой ритм жизни, который будет оздоравливать ребенка.
Мы многое можем. Важно, чтобы не только учителя отвечали за успешность или неуспешность ребёнка. Важно это делать совместно с вами, дорогие родители.
По-разному, потому что дети разные. Но некоторые особенности можно отметить: для выпускников нашей школы экзамен — это меньший стресс, чем для других. Они ведут себя уверенно. Приходят на экзамен не только для того, чтобы получить оценку — бесспорно, оценка важна в нашем обществе, для получения высшего образования – и наши учителя это осознают. При этом ребята идут на экзамен с целью проверить свои знания: чему они научились за школьные годы, посмотреть, как сдают экзамены другие ребята, из других школ.
У ребят выпускных классов есть возможность подходить к любому учителю и задавать любые вопросы. В 9 и 12 классах проходят консультации по разным предметам. Они вставлены в сетку расписания. Это сделано для того, чтобы на уроках, на эпохе не заниматься консультациями.
И все же мы уверены, что для ребенка лучше, если он прикладывает свои силы и готовиться самостоятельно. Со своей стороны мы стараемся развивать у ребят именно эти, полезные для взрослой жизни навыки.
В школе существует и собственный экзамен — он проходит за несколько месяцев до официального ЕГЭ. Он необычный и больше напоминает не экзамен, а… дипломный проект в вузе. Наверное, поэтому его и принято называть «выпускной проект.»
О том, что это такое, вы можете почитать и посмотреть на странице «Проект — это вальдорфский экзамен».
Мы опираемся на то, что для ребенка до 14 лет важен не предмет, а личность учителя, который находится рядом и показывает пример. Если учитель не знает чего-то, что требует от ребенка, то ребенку становиться сложно ценить, уважать такого учителя. А значит, и брать от него знания по конкретному предмету.
Как часто учитель истории совершенно не знает основ биологии? И у ребенка создается ощущение – конечно, ему легче, историк только даты выучил, а мне еще и строение цветка знать надо…
Наши учителя во многом — универсалы. Классный учитель ведет своих учеников до 8 класса. То есть ему необходимо каждый раз вместе с взрослеющим классом заново перепроживать исторические эпохи, пестики-тычинки, физические опыты и другое.
Начиная с 9 класса должны приходить специалисты, в идеале, преподаватели вузов. Дети уже готовы в этом возрасте к специалистам-предметникам. У нашей школы есть такой опыт с преподаванием математики, например.
Важно, чтобы в сложные школьные годы — 5-8 класс — рядом с ребенком был человек, хорошо знакомый ребенку, которому он может доверять. Человек, который знал его до этого целых 5 лет!
Сложным мы называем возраст, в котором у ребенка пропадает желание учиться. В это время для ребенка важны совершенно другие ценности — общение, сверстники, отношения — и удержать ребенка в роли ученика без запугивания крайне сложно. Это серьезная проверка учителя на профессиональные умения — быть рядом с подростком, который не хочет учиться.
Вот здесь вы найдете всю информацию о записи ребёнка в школу. К какому учителю, психологу нужно обратиться, по какому телефону, когда и как проходят занятия для будущих учеников начального класса, к кому обратиться, если ребёнок уже закончил среднюю школу и хочет попасть в «Радугу» в старшие классы.
Когда ты сажаешь семечко, то очень хочется раскопать и посмотреть, что там под землёй. Не терпится увидеть, проросло ли оно или лежит мёртвым. Но если оно начало прорастать, но ещё не вылезло из-под земли, а его в этот момент раскапывают, то легко повредить будущий росток. Многие родители торопятся увидеть в ребёнке то, что ещё «не проросло». Но у каждого ребёнка свои темпы развития. Разве вам придёт в голову доставать ребёнка из утробы матери в середине беременности, чтобы убедиться, что он растёт?
В начальных классах достаточно годовых характеристик. Когда ребята переходят в средние классы, характеристики пишут гораздо чаще. Именно по ним и можно оценить темпы роста учеников.
Есть и цветные таблицы со своеобразным оцениванием труда ученика. В них по каждому учебному предмету несколько критериев (например, включённость в урок, активность, овладение определенными навыками, понимание, творческая деятельность, самостоятельность, выполнение домашних заданий и т. п.) и 6-7 бальная система оценивания по каждому критерию. Думаю, система оценивания полнейшая из возможных.
Вообще, это чаще всего бывает хорошо заметно без всяких внешних абстрактных оценок искренне интересующемуся, любящему, наблюдательному глазу взрослого. Поэтому учителя нашей школы стараются поддержать родителей в том, чтобы они интересовались учебой, жизнью ребёнка в школе, чтобы и сами участвовали в школьной жизни. Благо этого много: можно ходить в походы, участвовать в спектаклях, организовывать праздники, готовить ярмарки, кафе. И все это можно делать ВМЕСТЕ со своим ребенком.
Как ещё вальдорфские ученики могут проявить себя, могут оценить свои достижения? Например, во время участия в фестивале, когда каждый класс показывает всей школе, чему он научился за месяц
Важно, чтобы человек стремился перегонять только самого себя, а за другого умел бы радоваться. Естественное желание учиться — это не то желание, которое подстегивается оценкой, это стремление учить себя, потому что это интересно. Это и является главной мотивацией.
Разумеется, проще всего воспитывать ребенка на соревновательности: кто быстрее, выше, сильнее. Этот простой «допинг», как показывает практика, довольно быстро приедается большинству детей. Да и в классе ребята не равны: кто-то сильней в гуманитарных науках, кто-то в логике, а кто-то силён в спорте. Как можно предлагать им «равный старт» и требовать «равного финиша»?
В вальдорфской педагогике ребёнок учится раскрывать свою индивидуальность, опираться на то, что было сделано им самим и на то, о чем он мечтает. Мы уверены, что это ведет ребёнка к здоровой самооценке.
Утренний урок с 1 по 12 класс — 1 час 45 минут. Все остальные — 40 минут. Чем меньше дети, тем меньше они сидят за партами. Значит, уроки должны быть более разнообразными, со сменой ритмов и видов деятельности. Мы видим одну из своих задач в том, чтобы развить у ребёнка интерес к учебе, к получению знаний, а не превратить обучение — в обязаловку.
Как проходят уроки, вы можете посмотреть на нашем сайте в рубрике «Уроки глазами родителя». Вы можете прийти к нам на любой урок, посмотреть всё сами и даже поучаствовать в уроке в роли ученика! :)
Только, пожалуйста, сначала договоритесь о своём посещении с учителем конкретного предмета, чтобы не упасть как снег на голову :)
Мы ребёнка не оберегаем от реальности. Да это просто нам не под силу, даже если бы мы захотели: общеобразовательная школа – далеко не единственное место, где ребенок, не запертый в стенах дома, встречается с миром. Ребята ходят в другие школы – музыкальные, художественные, спортивные, имеют родственников, друзей, летом «гоняют» на даче со сверстниками, ездят в летние лагеря и так далее. Наша задача — научить ребёнка общаться, оставаясь самим собой. Такой человек в любой ситуации сможет повести себя достойно.
Мы стремимся жить так, чтобы дети убеждались, что человек живёт всегда в той ситуации, которую сам сотворил. Любая ситуация — это не повод для стресса, а повод задуматься, какое отношение я к этому имею.
Переходившие из нашей школы дети легко адаптировались к условиям других школ, особенно в тех случаях, когда в этих детей верили их родители. Что значит «верили»? Это значит, что родители помогали ребенку адаптироваться на новом месте, не мешали. В принципе, ребёнок способен адаптироваться к новым условиям совершенно самостоятельно. Важно его вовремя поддержать.
Причины, по которым дети уходили из школы? Родители не верили в школу, не видели, что ребёнок развивается, не понимали, что происходит в школе. И, конечно же, физические причины — смена места жительства, работы.
Что нужно, чтобы понять процессы, происходящие в школе, увидеть результаты того, что получает ребёнок? Интересоваться. В нашей школе подразумевается активное участие родителей в жизни школы, проявление инициативы. Родители наших учеников не просто отдали сына или дочку в школу и забыли. Нет. Они приходят на фестивали, театральные постановки, сами придумывают мероприятия. Тогда и ребёнок видит, что его жизнь родителям интересна. Тем более, что каждый учитель в школе готов выслушать и ответить на все интересующие вопросы. Только спрашивайте!
Вы можете задать любой вопрос прямо здесь, внизу этой странички – в комментариях. Вы можете позвонить в школу. Страничка «Контакты» — для вас.
Вы можете прийти на любой урок к любому учителю. Только по предварительной договоренности, а не как «снег на голову»:) Мы открыли рубрику «Уроки глазами родителя». Может быть, это поможет Вам прийти и посмотреть, как же проходят уроки в этой необычной школе?
Познакомиться с нашими учителями можно на страничке «Наши учителя и сотрудники».
А здесь информация о праздниках, проходящих в школе — приходите и посмотрите собственными глазами на школу и наше сообщество — учителей, учеников и их родителей.
Конечно, самый главный навык, который хотелось бы сформировать у детей — это научиться создавать, организовывать ту жизнь, в которой ему захочется жить.
А если немного конкретнее, то школа старается создавать условия для формирования таких навыков как умение думать и думать свободно, нестандартно, развивать способность к анализу, общению, поиску причин, быть самостоятельными и при этом уметь просить, уметь слушать и слышать, выступать публично, презентовать себя, уметь принимать решения и брать на себя за них ответственность и др.
Школа учит многому. Ее цель прямо сейчас в этот момент времени жить с детьми, проживая вместе с ними интереснейшие годы их жизни. Чему ребята учатся рядом с учителями-энтузиастами, влюбленными в свое дело? А как вы думаете? Давайте порассуждаем, чему могут учиться дети в нашей школе…
- Чему учится ребёнок, самостоятельно собирая рюкзак, взваливая его на плечи и отправляясь в поход с одноклассниками и учителем? Без родителей, конечно.
- Чему учится ребёнок, когда, в соответствии с вальдорфской программой, должен сдать ВСЕ темы, завершить ВСЕ начатые задания, упражнения?
- Чему учится ребёнок, когда самостоятельно придумывает проект и, советуясь с куратором, доводит его до конца?
- Чему учится ребёнок, проживая несвойственные для него характеры в спектаклях два раза в год?
- Чему учится ребёнок, когда готовит пирожные для школьного кафе, собирая тем самым деньги на поездку с классом?
- Чему учится ребёнок, когда погружаясь в сказку на Празднике Фонариков или на Рождественской Спирали, он верит, что в этом мире всё возможно?
- Чему учится ребёнок на социальной практике, помогая больным детям и старикам? На сельхозпрактике, убирая навоз из-под животных?
- Чему учится ребёнок, сажая зёрна пшеницы, ржи, ячменя, потом в течение сезона ухаживая за ними, пропалывая сорняки, а потом… собрав урожай и вместе с родителями выпекая самый вкусный на свете хлеб делиться им с другими людьми?
- Чему учится ребёнок, участвуя в строительстве настоящего дома? Пусть даже это дом для птицы, кошки или это театральные подмостки. Это настоящий дом, настоящее строительство и рядом настоящие мужчины, готовые помочь, показать, поделиться опытом. Чему?
- Чему учится ребёнок, если он имеет возможность возразить учителю, высказать своё мнение, обратить внимание на то, что сейчас учитель ошибся, предложив свою трактовку темы? Чему?
- Чему учиться ребёнок, несколько раз в неделю беря в руки глину, дерево, воск, натуральные ткани, натуральные краски и создавая из них свой собственный шедевр?
- Чему учится ребёнок, изучая танцы и музыку народов мира, а также пробуя их станцевать и сыграть?
- Чему учится ребёнок, видя, как учитель хочет ему помочь и будучи уверенным, что взрослый всегда придёт ему на помощь?
- Чему учиться ребёнок, участвуя в настоящих Олимпийских Играх, состязаясь в шестиборье, возжигая Олимпийский Огонь?
При этом школа — не замкнутое пространство. Кроме неё есть дом, родители, улица. И сами дети, наконец. Ведь очень многое зависит именно от силы их желания учиться и развиваться. Что они возьму из того, что хотят дать им учителя? Это зависит от них, от детей.
Конечно же, главная цель — научить человека быть счастливым. Звучит глобально. Давайте посмотрим, что понимает под этим коллектив вальдорфской школы «Радуга»:
- Помочь ребёнку найти самого себя.
- Научиться следовать своим, а не чужим желаниям.
- Получать радость от жизни, независимо от ситуации, в которой находишься.
- Получить те знания и умения, которыми можно будет воспользоваться во взрослой жизни.
- Научиться творить, создавать, а не разрушать.
- Научиться любить себя и тех, с кем тебя свела жизнь.
Знания, информация, с которой нужно научить ребенка работать, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, разумеется, являются важной целью школы. Только не единственной. Мы стараемся показать ребёнку, что жизнь несколько шире, глубже, интереснее.
Подробно об образовании наших учителей можно посмотреть на нашем сайте на страничке «Наши учителя и сотрудники».
Знакомьтесь. Узнавайте. Задавайте вопросы. Мы открыты для Ваших вопросов!
Да, это в большинстве своём общительные, доброжелательные, жизнерадостные люди. Обычно проводятся встречи на зимних студенческих каникулах.
Посмотреть их фото и учебные заведения, где они выбрали учитьcя — можно на страничке «Выпускники».
На взносы родителей.
На самые разные специальности: физика, математика, биология, химия, география, САПР, ПММ, журналистика, юриспруденция, иностранные языки, отделения института искусств, экономика, кулинария, филологи и другие. Посмотрите страничку с фотографиями наших выпускников и вузами, куда они поступили или уже закончили их.
Очень интересно и уверенно находят себя наши ученики после 9 класса: ремесла, специализированные школы, училища, техникумы. Кстати сказать, рукоделие, любимое в школе, не сильно сказывается на выборе профессии. В этом возрасте решение о продолжении учебы в школе или получении профессионального образования принимают, как правило, родители. Но есть и такие дети, которые осознанно делают выбор в пользу получения профессии.
Мы считаем своей основной задачей — научить детей думать, развить у них способность быстро и легко овладевать тем объёмом знаний, который потребует от них ситуация: учёба в вузе, будущая работа, семейная жизнь. Исходя из этого, объём знаний не может быть главной ценностью образования.
К тому же, как доказывают психологи, социологи, а также специалисты по персоналу, сегодня изживают себя старые профессии и появляется всё больше работ на стыке двух, а то и трёх разных специальностей. Например, дизайнер сайтов (вебмастер + дизайнер). Что уж говорить о предпринимательском мышлении и знаниях, навыках, необходимых для владельца собственного бизнеса? Это и умение быстро разбираться в совершенно новых знаниях и опыт управления, и быстрота принимаемых решений, и умение видеть ситуации в целом. Программа вальдорфской школы во многом рассчитана на приобретение подобных навыков.
Походы, которые входят в учебную программу, дают возможность научиться самостоятельности.
Спектакли (1-2 раза в год для каждого класса, начиная с первого) избавляют от страха публичного выступления, дают возможность почувствовать то, что испытывают другие люди, роли которых играют ребята, развивают эмоциональный интеллект.
Рукоделие помогает освоить важнейшие навыки – проектирование, моделирование, завершение работы, доведение до результата.
Разве не этому родители хотят научить детей, чтобы быть спокойными за них, когда они покинут школьные стены?
Первый раз наши дети сдавали экзамен за 9 класс в 2002 году. С тех пор успешно сдаются все выпускные и вступительные экзамены нашими выпускниками. О том, куда поступают наши выпускники, вы можете узнать на страничке «Выпускники».
Все выпускники 9 и 12 классов получают стандартный аттестат о школьном образовании. Наши ученики сдают ЕГЭ в школе, которая имеет государственную аккредитацию. С ней заключен договор о сдаче выпускных экзаменов. Сейчас для сдачи ОГЭ и ЕГЭ мы прикреплены к гимназии № 5.
В выпускных классах в учебной программе предусмотрена подготовка к экзаменам. И учитель всегда готов помочь ученику, если тот подходит с конкретными вопросами и желанием научиться.
При этом мы считаем, что в этом возрасте молодые люди могут подготовиться к экзамену самостоятельно. Мы — в свою очередь — стараемся сформировать у них навыки для эффективной мыслительной деятельности, а не вбить в их головы огромное количество информации, которая, скорее всего, после экзаменов им больше не понадобится.
Перефразирую известную притчу, мы хотим дать взрослеющему человеку не рыбу, а удочку, научив его ею пользоваться.
Рукоделию, ремеслу, всем искусствам уделяется много времени потому, что без них невозможно гармонично развивать человека. Умения рук не менее важны, чем знания. Сегодня психологи об этом буквально кричат! Мелкая моторика важна ребёнку не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Именно она развивает головной мозг, помогая ребёнку легче воспринимать интеллектуальный материал.
С первого класса дети уже начинают вязать спицами, потом крючком, развивая тонкую моторику пальцев. Разумеется, так ребята приобретают ряд навыков, которые могут пригодиться им в жизни. Но даже не это самое главное.
Очень важно научиться доводить дело до конечного результата. Рукоделие незаменимо в приобретении этого навыка. С его помощью ученик убеждается, что любое задуманное дело можно начать и довести до конца, до результата. Причём, то, что ты придумал, создается руками прямо на глазах. Можно отследить ошибки, промахи, сделать выводы и, наконец, пощупать, посмотреть на результат собственных рук. И, конечно, попросить помощи у мастера-мастерицы-учителя. Что тоже очень важно! Ведь в процессе обучения мы не можем научиться чему-либо сразу. И важно, чтобы ребёнок это понимал: пока не получается, я приложу усилие, я попрошу помощи, я еще раз это переделаю — и у меня обязательно получится!
Особенное значение необходимо придать рукоделию в наши годы, когда дети живут во всё более и более стерильном, в смысле живой работы, мире. Всё чаще дети приходят в школу из дома, где подавляющее большинство процессов происходит с помощью нажатия взрослым кнопки. Для таких детей зачастую рукоделие является настоящей терапией, возвращающей их к реальности, успокаивающей, даже отрезвляющей, приносящей радость. А это дорогого стоит.
В свое время одна из мам вальдорфской школы написала по этому поводу любопытную статью-наблюдение
Важно, чтобы человек научился справедливо оценивать сам себя, а не надеялся, что кто-то другой за него это сделает. Очень важно, чтобы ребёнок оценивал себя относительно самого себя прежнего, а не сравнивал себя с кем-то.
Чтобы помочь ему приобрести это умение, знать, делает ли он шаги вперёд или топчется на месте, у нас введены характеристики. С их помощью ребёнок может посмотреть на себя со стороны. В начальных классах они пишутся учителем в конце года. А промежуточные результаты устно обговариваются с родителями и самими детьми.
По итогам учебного года с 1 по 7 класс учитель пишет или подбирает стихотворение в художественной, ассоциативной форме показывающее дальнейшие цели в развитии, пути их достижения и подробную характеристику учащегося — письменное свидетельство о прилежании, поведении и продвижении в учёбе. Начиная со средних классов, характеристики выдаются ещё и после каждой эпохи.
О том, что такое характеристики, вы подробнее написано на страничке «Что такое характеристика?»
Кроме характеристик 1 раз в четверть ребята показывают то, чему научились. Это происходит во время фестиваля. Каждый класс рассказывает об одном или двух из своих достижений. Это открытое событие, на которое может прийти любой родитель. Подробнее о фестивале Вы можете прочитать на страничке сайта «Что такое фестиваль?»
Сотни разнообразных красивых свечей продается в магазинах, дарится людьми друг другу. Спросите себя — зачем? Ваш ответ скорее всего подойдет и к нашему случаю. Можно вспомнить свои ощущения, когда зажигается свеча — более приподнятая,торжественная атмосфера, притяжение внимания, концентрация, некое собирание, радость. Мы считаем, что и в школе такие переживания бывают нужны в определенные моменты. )
Ритуалы важны для маленьких детей. Почему? Ребенок имеет право знать, что и когда ему предстоит делать. Когда он будет кушать, спать, заниматься. Тогда он ощущает почву под ногами, а значит, и уверенность в завтрашнем дне. Свеча — это ритуал. В хорошем смысле этого слова:)
Мы зажигаем свечу в начале учебного дня еще и для создания более торжественной атмосферы. Огонь и песни — то живое окружение, которое позволяет не забывать, что мы частички мира. Вспомните свое состояние, когда вы поете у костра.
Вы читаете сказку детям на ночь? Это ритуал, традиция, которая придает ребенку ощущение стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Вы забираете ребенка из садика, школы каждый день? Так? Делаете уроки каждый день? Или, может быть, в вашей семье есть традиция совместных ужинов или еще какая-то замечательная традиция?
Все это придает ребенку уверенности: «завтра снова будет день, сначала взойдет солнце, подойдет мама и поцелует меня, потом я пойду в садик, потом меня заберут из садика, я приду домой и буду рассказывать маме и папе, как играл, когда их не было рядом.» Возможно, ребенок думает подобным образом. А ритуалы и традиции помогают ему взрослеть здоровым и душевно спокойным.
В вальдорфской методике принципиально другой подход к обучению чтению и письму. Буквы, звуки не заучиваются, как это делают в других школах, а проживаются. Дети младших классов рисуют их, пропевают, создают образы, строят из звука образы и понятия. Вместе с учителем как бы открывают их, как, скажем, закон или правило. Иногда дети, умеющие читать, в первом классе начинают замедлять чтение. Это происходит потому, что они начинают читать более осознанно.
Дети задумываются над тем, что в себе несет каждое слово. Относятся по-другому к словам. Они задумываются, что несёт русский язык. Они учатся думать.
В вальдорфской педагогике такое важное значение уделяется базовому навыкам чтения и письма еще и потому, что эти умения как раз и являются фундаментом, началом всего остального процесса обучения. Насколько крепким будет «фундамент», настолько устойчивым будет «здание» школьного обучения.
С 6,5 — 7,5 лет.
Если ребёнок обучаем, то его берут. Есть дети, которые не могут обучиться. Что такое обучаемость? Когда учитель может помочь ребенку развиваться в детском коллективе, получая знания и навыки. Вы сами понимаете, что заочно такое решение не принимается. Только пообщавшись с конкретным ребёнком и его родителями.
Дети в нашей школе учатся 12 лет. Последний 12-ый год очень важен для выбора жизненного пути. В 12 классе наши ученики осознанно относятся к тому, чем будут заниматься в дальнейшем, что ждет их впереди. Это очень заметно по сравнению с 11-классниками. Всего один год, но он очень много значит.
Кроме того, в начальный класс мы принимаем детей от 6,5 лет и иногда ещё и на 1-2 месяца младше (этот вопрос решает тестирование, которое проводит школьный психолог). Таким образом, часть учеников приходят к нам на год раньше, чем их ровесники в обычную школу. Класс, на самом деле, в среднем младше. В таком случае, отучившись 12 лет, дети выйдут из школы тогда же, когда вышли бы, поступив в традиционную школу в полные 7 лет.
24000 рублей в месяц, 10 месяцев году. В эту сумму входят содержание помещения, школьный автобус, коммунальные платежи, зарплата учителям, все учебные материалы, в том числе и учебники, канцтовары.
«Радуга» — некоммерческая школа. Если от взносов родителей остаются средства, то они идут исключительно на развитие школы.
Школа находится на полном самообеспечении. Без поддержки государства. Разумеется, если бы администрация города и области захотели поддержать альтернативную школу, то ежемесячные выплаты можно было бы сократить.
Обучение в школе производится на платной основе. Кроме того, при поступлении в школу родители оплачивают разовый вступительный взнос. Размер вступительного взноса и оплаты за обучение определяется один раз в год решением Совета Школы.
Вступительный взнос – 25000 рублей.
В школе существуют льготы для многодетных семей. Также родители могут предложить школе оказывать услуги в счёт оплаты , которые заранее оговариваются при заключении договора.
Численность классов очень разная. Сейчас, если считать с учетом всей школы — в среднем 13 человек в классе, в начальной школе детей больше — в среднем 20 человек в классе. Мы стремимся к большему количеству учеников. Почему? Большие классы лучше, чем маленькие. Например, на эпохальных уроках (те самые эпохи) обсуждение темы проходит более продуктивно. На уроке дети выводят правила и законы, высказывают своё мнение, дискутируют. То есть в классе складывается как морально здоровая атмосфера (детям необходимо общаться со сверстниками), так и более эффективная для обучения.
С Богом лучше жить, а не говорить о нём. К этому и стремимся.
И всё же, что мы говорим детям о религии? Мы придерживаемся всестороннего подхода в освещении этой темы. Как развивался человек? Какие этапы он проходил в познании себя и Бога? Ведь были мифы, легенды, язычество. Мы стараемся, чтобы ребёнок прожил все то, что довелось пережить нашим предкам.
Разговор о Библии начинается в третьем классе. Для нас важно, чтобы ребёнок умел высказывать свое мнение и с пониманием относился к другим людям, у которых другое мнение и другое вероисповедание. Нам близко понятие толерантности, получившее сегодня в мире широкое распространение.
Вальдорфская педагогика родом из Германии. В этой стране – особенно 100 лет назад – основной религией был католицизм. Сегодня вальдорфские школы созданы в более чем 60 странах мира. И, конечно же, в них, в первую очередь, опираются на традиции страны, в которой живёт и развивается школа.
Например, мы в России с радостью присоединяемся к нашим русским праздникам, часть из них – православные. Поэтому в преддверии их, уже с первого класса, мы рассказываем детям о главных евангельских событиях.
Старшеклассник заканчивает школу. Он проучился в ней 11 лет. Или 12 — как в вальдорфской школе. Каков итог обучения? ЕГЭ? Безусловно. А что еще? Каким выходит из школьных лет выпускник?
В вальдорфской школе была найдена великолепная идея, каким образом завершать учёбу, что должно быть её последним аккордом. Это не сдача государственных экзаменов (что не отменяет сами экзамены ГИА (ОГЭ и ЕГЭ), не то, что требует традиция. Вальдорфский экзамен – это ПРОЕКТ, одно большое ДЕЛО, которое должен сделать 12-классник.
Подробнее читайте на странице «Проект — это вальдорфский экзамен»
Это цикл уроков, который проходит в течение 2 часов каждое утро. Эпоха может длиться в зависимости от возраста детей от 3 до 5 недель. Эпоха математики, биологии, физики и др. Такой подход в изучении предметов даёт полное погружение в материал. Не нужно разрываться на другие предметы, получая в итоге «винегрет» из математики и химии, биологии и физики. Наверное, сами помните по школе: не успели в тему толком втянуться, как урок уже заканчивается, и нужно срочно на другой предмет переключаться. К тому же программа занятий строится таким образом, чтобы другие предметы тематически сочетались с той эпохой, которую в данный момент изучают ребята.
Получается, что ребята изучают темы, рассматривая их с точки зрения разных учебных предметов. Например, Древнюю Грецию (программа 5 класса) можно рассматривать через призму урока Истории, Искусства, Геометрии, Физкультуры, Рукоделия и даже Обществознания (правда, последний предмет начинается с 8 класса). И, конечно же, можно прожить этот исторический период через Театр.
Школа, действительно, за городом. Но добраться до неё можно не только на машине. Два раза в день ходит школьный автобус, который привозит и отвозит детей. Причём, мы очень тщательно подбираем маршрут, по которому едёт школьный автобус, чтобы он забирал детей максимально близко от дома.
А также ходит городской транспорт — ПАЗик. Тоже 2 раза в день.
Это неправда. Вальдорфские школы всегда были рассчитаны на обыкновенных детей, это школы, которые развивают детей, позволяя им стать сильными физически, душевно и духовно. А для больных детей нужны специальные школы. Но есть дети, от которых отказываются обычные школы. И тогда мы можем попытаться им помочь.
Вероятно, миф о таком происхождении школы связан именно с этим: к нам приходят дети, от которых отказываются в традиционной школе, а у нас этот ребенок «отогревается» и становится «нормальным» с точки зрения общества. Мы это называем «социально-адаптированным», способным находиться, учиться, развиваться в детском коллективе.
На западе есть специализированные школы, использующие принципы вальдорфской педагогики. То есть с помощью разработанных на ее основе лечебно-педагогических методов западные специалисты помогают детям со сложностями в развитии.
Если у вас возникли дополнительные вопросы, мы с радостью ответим на них. Оставьте свой вопрос ниже в комментариях. Или напишите в нашу группу ВКонтакте или на электронный адрес.
E-mail: info@drugayashkola.ru
ВКонтакте: vk.com/waldorfschool_vrn
А также мы рады встречи с вами в нашей школе.
Мы можем предложить встретиться на одном из праздников – смотрите «Наши праздники».
А также приходите посмотреть наши спектакли. Анонсы каждого спектакля, театральной недели обязательно появляются на нашем сайте. Достаточно подписаться на его обновления – форма подписки справа, на главной странице сайта школы «РАДУГА».
Конечно же, срочные вопросы и вопросы о встрече можно задавать по школьному телефону 8-908-133-58-97.
Добрый день. Мне очень нравятся многие моменты вашей школы. Но есть и вопросы. Например: вы преподаете понимание библии, устраиваете католическое рождество, что очень впечатляет ребенка. У вас нет преподавания буддизма, мусульманства. Значит, ребенок не получит знаний о многообразии религий, а будет склонен к пониманию именно католического христианства. У нас в России церковь отделена от государства, хоть все чаще и формально. Вы же, по сути, просвящаете в религиозном плане, а не просто берете на себя роль информатора. В этом я вижу смешение функций школы и церкви, а это, на мой взгляд, недопустимо и противоречит законодательству РФ.
Здравствуйте, Ольга! Я — Князева Наталия, учитель школы «РАДУГА» в течение 18 лет.
Предполагаю, что мы с Вами пользуемся разными источниками информации в описании вальдорфской педагогики и праздников, в частности. Давайте я опишу, как в нашей школе относятся к разным религиям, чему учат детей в этой области и почему мы празднуем Рождество.
Начну с того, что фраза — «устраиваете католическое рождество» — не соответствует действительности. Рождество прекрасно своим ожиданием. И еще с 1 декабря в классах, особенно младших, появляется этот «праздник ожидания праздника». Время наполнено чудесами, которые устраивают друг другу ученики и учителя в классах, в школе. В этом году Зимний праздник пройдет 20 декабря (при этом католики, протестанты, православные в Греции будут отмечать Рождество 25 декабря, а не 20). И в последний день учебы (обычно 26, 27, 28 или 29 декабря) ребята смотрят спектакль на Рождественскую тему и с предрождественским настроением уходят на каникулы. Это что касается «католичества».
Теперь про «просвящаете в религиозном плане». Мы таким просвещением не занимаемся. Возможно, говоря об «уроках о библии», Вы имеете в виду истории из Ветхого Завета, которые рассказываются в 3 классе. Когда ребята в 3, 4, 5 классах знакомятся с Ветхим Заветом, северными скандинавскими мифами, древними историями о богах и героях Индии, Египта, Месопотамии, греческими мифами, мы преподносим им такой мощный пласт культуры человечества, значение которого переоценить невозможно. На уроках есть только сами тексты, но не преподаются какие-либо религиозные установки, правила, обряды. Мы считаем более гармоничным для детей уделить великим творениям народов достаточно времени, чтобы понять и почувствовать, с чего начиналось человеческое в человечестве. Огромное значение Ветхого Завета для христианского пространства, в котором мы живем, значение законов мироустройства, данных там в образной форме, можно не чувствовать только до тех пор, пока над этим не задумаешься. Это внесено в программу для детей 9-10 лет, для знакомства их с основополагающими вещами еще в этом возрасте. Программы и учебный план — законы, по которым живет школа. Чтобы отменить часть уроков для одного ученика, нужна очень веская причина.
Евангелие (вторая часть Библии) — тема более сложная, философская, оно действительно больше относится к религии. Это у нас в школе не преподается. Мы говорим с ребятами только о том, ЧТО отмечается в праздники Рождества и Пасхи. Ведь немало детей приходят в школу и не имеют представления о том, ЧТО же они празднуют. Теперь о «противоречит законодательству РФ». Программы вальдорфских школ были утверждены в Министерстве Просвещения РФ еще в 2009 году. Приходите в школу, и мы вам покажем, дадим почитать толстенную книгу этих программ, где записано то, о чем я сейчас рассказывала. И еще, вы наверное, знаете, что теперь в школах РФ в 4 классе введен новый обязательный предмет — «Основы религии и светской этики». То, что преподается в нашей школе, никак не выходит за рамки программы по этому предмету.
Постаралась ответить развернуто и максимально ясно. Всего Вам доброго.
Спасибо за ответ. Понимаете, я хотела бы, чтобы ребенок, когда станет взрослым сам определил, верить ему в Бога или нет, если верить, то какую дорогу к нему найти — через какую религию или несколько религий. Детская душа восприимчива. И, конечно, впечатлится праздником Рождества. Рождество опять же — не традиционно русское — католическое и в католические даты, а других праздников из других религий нет. Я считаю, что нужно оставить урок — знакомство с религиями. И там прекрасно можно составлять рассказы и проигрывать сценки из разных религиозных источников. Но большие праздники католического рождества, которые равны традиционному русскому Новому Году, даже на новый год играется спектакль на тему опять же Рождества — это не русская традиция, а Западная и погружает ребенка в религию. Причем одну религию, в течение 10 -12 лет. Это мощное влияние на детей, которое не вправе оказывать ШКОЛА — образовательное, а не религиозное учреждение.
Ольга, я еще добавлю к словам Натальи Николаевны пару слов: в нашей школе за все время ее существования — скоро будем отмечать 22 года — не было учеников-католиков. И из нашей школы не вышло ни одного католика. Вот такая статистика.
Ольга, поверьте, никакого погружения ни в какую религию в школе нет. В любом случае — хоть сколько-нибудь заметного, а уж тем более мощного. Сужу по своим дочерям и по их одноклассникам. Мои как-то никаким католичеством не прониклись за долгие годы жизни в школе.
«исключить влияние школы»? Это напоминает басню про Эзопа, в которой его хозяин выиграл спор (он должен был выпить море), хлебнув из плошки с морской водой и заявив: «Да тут столько речной воды! Вы сначала все реки перекройте, чтоб в море не впадали, а море я выпью!». Это заведомо невыполнимая задача, уже потому, что её даже чётко поставить нельзя. Впечатления от разговоров с одноклассниками — это тоже влияние школы? Тоже исключить?
Pingback: Запись в школу | Радуга
Pingback: Вы можете получать новости о жизни школы на свою эл. почту! | Радуга
Pingback: Наша школа на радио Губерния в передаче «Разговор по душам» | Радуга
Здравствуйте. Меня зовут Евгения. Скажите , до которого времени идут занятия ? И сколько стоит продлёнка ?
Евгения, здравствуйте. Отвечаю. В младшей школе занятия заканчиваются либо в 13 ч, либо в 12 ч. Уже в 3 классе ребята учатся дольше. Остальные классы учатся до 14.50.
Продленка входит в оплату за школу. Но. Продленка в вальдорфской школе РАДУГА — это время до отхода автобуса. Он уходит в 15.20. Через полчаса-час детей уже могут встречать родители.
У меня 2 дочери закончили «Радугу». Я не заметил, чтобы эта школа как-то повлияла на их «религиозное мировоззрение». Никто в католичество не перешёл, в монахини не постригся… «Радуга» влияет на «религиозное мировоззрение» детей ничуть не больше, чем любая другая школа.
Здравствуйте! Подскажите, какой иностранный язык изучают дети в школе? И задают ли им задание на дом?
Добрый день!
В идеале два языка с первого класса. В нашей школе это английский и немецкий. Но, к сожалению, у моей дочери немецкий начался не сразу: не было учителя.
Домашнее задание — конечно же есть. Его нет только в первом классе, когда ребёнок ещё только привыкает к школе после детского сада.
Будете ли вы работать, когда поговаривают что все будут переходить на дистанционное обучение
Мы будем искать все возможные варианты, чтобы работать честно. В образовании и воспитании главное — человеческий фактор, на том стоим. Поэтому будем прилагать максимум усилий, чтобы сохранить живое образование, не онлайн, хотя, скорее всего, компромиссы неизбежны.