1. История развития и текущее состояние организации
Школа «Радуга» была открыта в 1993 году в Советском районе города Воронежа как экспериментальная образовательная площадка при Многоуровневом образовательном комплексе № 2. Силами педагогов школы и при содействии администрации был организован семинар по вальдорфской педагогике в Воронеже в 1996 году.
В 2001 году школа «Радуга» изменила свой статус на автономную некоммерческое образовательную организацию и арендовала помещение в Школе искусств №1 и частично в СОШ 84.
Учредителями стали: Воронежский региональный благотворительный общественный фонд «Поддержка образовательных инициатив», Богданова Галина Ивановна, Елисеева Наталия Павловна, Князева Наталия Николаевна, Шибаева Ольга Николаевна.
С 2001 года по настоящий момент школа была вынуждена 5 раз сменить места своего размещения: с 2003 — в Интернате № 2, с 2006 — в интернате №4, с 2007 — в здании по ул. Старых большевиков, с 2009г. — в школе №92 пос. Шилово.
С 2014 года и по настоящий момент школа находится в собственном здании по адресу : село Бабяково, улица Зазеркальная, 1, коттеджный поселок «Зазеркалье».
С момента получения статуса автономной некоммерческой организации, в школе прошли обучение — 300 учеников; 65 — окончили 9 классов общеобразовательной школы; 34 — окончили 11 классов общеобразовательной школы.
В 2003 году учащиеся школы принимали участие в Детских международных Олимпийских играх в Дельфах (Греция), организаторами которых выступили молодежные спортивные организации США и Израиля. На протяжении нескольких последних лет подобное мероприятие ежегодно организуется в Воронеже школой «Радуга». Участниками Детских Олимпийских игр стали ученики многих вальдорфских школ России из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Зеленограда, Самары, Смоленска, Ярославля, Казани, Томска, Уфы, Иркутска, Нижнего Новгорода. В ходе этого мероприятия ученики соревнуются в классическом олимпийском пятиборье и представляют спектакли из античной истории.
В программу 6 класса входит изучение истории и культуры Средних веков. Поэтому в конце учебного года шестиклассники отправляются на Рыцарский Турнир, в котором участвуют и другие вальдорфские школы. 8-классники успешно участвуют в театральном фестивале, а 10-классники ездят по обмену в один из городов-побратим Германии — Кобург.
2. Организационно-правовая форма, руководство школой, педагогический состав
Средняя общеобразовательная школа «РАДУГА» создана в форме Автономной некоммерческой образовательной организации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и Законом Российской Федерации «Об образовании». АНОО «Средняя общеобразовательная школа «РАДУГА» действует на основании Устава.
Организация действует на основании Лицензии на право ведения образовательной деятельности № ДЛ 878 от 26 октября 2016г.
Высшим органом управления является Совет Школы. В состав Совета Школа входят родители (законные представители) учащихся от каждого класса, представители Педагогического Совета организации, а также Исполнительный Директор организации. Работники организации не могут составлять более чем одну треть от общего числа членов Совета Школы. Оперативное (текущее) управление школой осуществляет Исполнительный директор, прошедший соответствующую аттестацию, назначаемый и подотчетный Совету Школы.
Особенностью функционирования школы является постоянное, прямое и активное участие родителей учащихся во всех сферах деятельности школы, а также в принятии всех значимых решений.
АНОО Средняя общеобразовательная школа «Радуга» укомплектована штатом высококвалифицированных педагогов и специалистов. В школе работают 22 учителя, 4 сотрудника административно-хозяйственного состава. Все учителя школы имеют высшее профессиональное образование и прошли специальное обучение по вальдорфской педагогике.
Учителя школы регулярно повышают свою квалификацию в Центре повышения квалификации учителей г. Воронежа, обучаются на курсах вальдорфского педагогического семинара в Москве, Санкт-Петербурге, на семинарах и конференциях в Москве, Самаре, Ярославле и за рубежом. Так, педагоги школы принимали участие в международной встрече педагогов, посвященной проблемам подростков в Швейцарии (Дорнах) в 2011г. и 2013г. Ежегодно в школе читаются лекции по педагогике и проводятся мастер-классы учителями вальдорфских школ Европы и России (Цвелик А.М., Рычков С.Р., Фалий О.А.) . Они же проводят уроки в старших классах. Это позволяет учителям школы осваивать эффективные методы работы своих иностранных коллег. У школы есть два друга, представляющие международное вальдорфское сообщество: Ангелика Кольбе и Петер Лампазиак (Германия).
3. Текущая деятельность
Воронежская вальдорфская школа «Радуга» существует в городе больше 20 лет и доказала свою жизнеспособность. Она является единственной школой в городе, работающей по вальдорфской методике, и одной из немногих в городе школ, предоставляющей существенную альтернативу стандартной системе образования.
В настоящее время в школе проходят обучение 75 учеников из разных районов города. Школа является самой крупной Автономной некоммерческой образовательной организацией в Воронежской области по количеству учеников. Школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, проходит процедуру аккредитации младшей школы.
Важнейшей отличительной особенностью школы является построение учебного и воспитательного процесса в соответствии с отработанной и целостной системой вальдорфской педагогики. Будучи разработанной в начале XX века австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером, методика доказала свою состоятельность и эффективность. Для вальдорфской программы приоритетной помимо обучающей является воспитательная задача. Под воспитательной задачей прежде всего понимается формирование самостоятельной личности, способной стать ответственным, инициативным и творческим членом общества. Кроме того, программа школы нацелена на «лечение» все более увеличивающейся душевной пустоты современного человека, в связи с чем большое внимание уделяется предметам художественно-эстетического цикла: живопись, музыка, танцы, ремесла.
Учебный план вальдорфской педагогики исходит полностью из существа ребенка. Его цель — на каждой ступени развития подрастающего человека отвечать его изменяющимся потребностям. Его принципы и методы, базирующиеся на основе закономерностей этого процесса, открывают путь к развитию фантазии, творческих сил и к созреванию ЛИЧНОСТИ.
Существенным является то, что следование принципам вальдорфской педагогики позволяет ученикам школы без ущерба для объёма и содержания осваивать школьную программу, предусмотренную государственными образовательными стандартами.
АНОО школа «Радуга» входит в Ассоциацию вальдорфских школ России. Ассоциация организует повышение квалификации учителей вальдорфских школ, разработку и утверждение учебных программ, издание методической литературы, проведение педконференций и т.д.
Школой поддерживаются активные международные контакты с вальдорфскими школами Германии, Украины и России. На протяжении многих лет школа сотрудничает с партнёрской вальдорфской школой из Германии (город Кобург). Ежегодные международные культурные обмены между старшеклассниками стали традицией школы.
4. Финансово-экономическое обеспечение организации
АНОО Средняя общеобразовательная школа «Радуга» является некоммерческой организацией, созданной и действующей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация имеет отдельный баланс, владеет на праве собственности имуществом, переданным Учредителями, а также полученным иными способами. Организация вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям.
Основным источником финансовых средств школы является плата, взимаемая с родителей учеников за оказание образовательных услуг, а также добровольные взносы и пожертвования.
В структуре расходов Организации наибольший удельный вес имеют оплата труда преподавательского и административно-хозяйственного персонала, а также расходы на содержание и аренду помещений.
В соответствии с реализуемой финансовой политикой школа не производит накопления. Излишки средств расходуются на социально значимые и творческие проекты, инициированные учениками, родителями или сотрудниками школы или на помощь другим вальдорфским школам.