ПРОЕКТ — это вальдорфский экзамен

Старшеклассник заканчивает школу. Он проучился в ней 11 лет. Или 12 — как в вальдорфской школе. Каков итог обучения? ЕГЭ? Безусловно. А что еще? Каким выходит из школьных лет выпускник?

В вальдорфской школе была найдена великолепная идея, каким образом завершать учёбу,  что должно быть её  последним аккордом. Это не сдача государственных экзаменов (что не отменяет сами экзамены), не то, что требует традиция. Вальдорфский экзамен – это ПРОЕКТ, одно большое ДЕЛО, которое должен сделать 12-классник.

Теоретическая часть проекта: тема

Она может быть взята из какой-либо одной предметной области, а может охватывать несколько. Весь изученный материал, а так же, возможно, и новые данные, которые добыл ученик путем самостоятельного исследования. Все это оформляется им как книга. Это — теоретическая часть проекта.

Практическая часть проекта

Это то, что ученик ДЕЛАЕТ по этой теме.  Она  может состоять из создания мебели, спектакля, социологических исследований и т. д. Чаще всего ребята выбирают для проекта дело, в котором многое зависит от мастерства рук. Не менее важной, а, бывает, и самой сложной для ученика, является третья часть – публичная защита проекта.

Выбор темы

Осуществляется вместе с руководителем и предполагает совместную работу коллегии старших классов. Часто важную роль в работе над проектом играет семья ученика, которая понимает, какой это необыкновенный шанс для их ребёнка. ВАЖНО: тема проекта не должна быть знакомой ученику, это должно быть что-то неизведанное, совсем новое для него. Такая работа может стать очень интересной, хотя может и потерпеть провал.

Руководители

12-классник должен выбрать себе не только тему, но и двух руководителей, первый из них консультант – мастер своего дела, человек, который посвятит проектанта в принципы того дела, которое он задумал, в тонкости его выполнения. Другой – куратор, член педколлегии старшей школы, который несёт ответственность за осуществление проекта, т. к. путь этот сложный, можно споткнуться на любом месте.  Подсказать ученику, как идти дальше – работа куратора.

Презентация проекта

Проработанный материал представляется в виде свободного доклада. Теперь его чаще называют презентацией. Это самый волнительный момент в работе. Сольное выступление перед большой аудиторией – учителя, одноклассники, ученики средних и старших классов, родители школы, друзья – трудная задача для многих 12-классников. Этот завершающий аккорд репетируется на предзащите, когда готовое выступление, оформленное видео- и аудиоматериалами, ученик представляет коллегии старшей школы.

7
Zashhita proektov klass

Цели проекта

Педагогическая цель проекта, требующего столько сил и времени многих людей – испытать способность ученика к самостоятельной работе, помочь ему приобрести опыт самоорганизации и планирования работы в большом объеме в течение длительного промежутка времени, проверить и умножить умение работать со взрослыми людьми, не педагогами. Познание собственных индивидуальных интересов и способностей дает возможность созреть вере в собственные силы, способствует формированию личности ученика и может содействовать возникновению сознательного взгляда на жизненный путь.

Как зародились проекты в «РАДУГЕ»?

В нашей школе это началось  в 2006 году, когда появился первый 12 класс. Пять ребят впервые делали проекты.

Первые проекты были больше похожи на рефераты — ведь ребята шли впервые, только открывая для себя и для школы этот формат вальдорфского экзамена. С тех пор проекты стали сложнее и объёмнее, ребята готовятся к ним долго и тщательно. Начинают обдумывать еще за год до ПРОЕКТА. А темы проектов, которые выбирают ребята, становятся все менее предсказуемыми:))

Это кукольный спектакль — и много интересного о том, что такое кукольный театр.
Это мультфильм, сделанный выпускницей — и много интересного об истории появления мультиков.
Это изготовление мельницы и духов, изучение лекарственных трав и выпечка хлеба.
Это производство собственного фильма и создание своего рок-концерта…

Одним словом, в школе «РАДУГА» выпускники делают то, что будут делать потом в жизни — придумывать и реализовывать СВОИ проекты.

А теперь сами ПРОЕКТЫ. Защита проектов — смотрим!

 

Вот, например, как описывает сдачу ПРОЕКТОВ одна из родительниц нашей школы:

О проектах — глазами родителей

Для меня каждый раз проекты выпускников 12 класса воронежской вальдорфской школы – это открытие. Меня не покидает ощущение, что я присутствую на защите дипломных проектов в каком-то странном творческом вузе, в котором обожают учащихся, поддерживают инициативу и ценят личность каждого студента.

Примерно с таким ощущением я сидела в зрительном зале на защите проектов выпускников-2010.

Оксана. Показ авторской коллекции моделей одежды, подиум. По нему профессионально под великолепную музыку то плывут, то протанцовывают девы. Потом рассказ о том, как все эти шедевры из ткани создавались. Причем, рассказ открытый, искренний. Удивительно. Ощущение, что ничего подобного в жизни просто не встречала…

Ксюша. Вот так запросто взять и создать собственный мультфильм, изучив по ходу чуть ли не всю историю мультипликации. Потребовалось «всего» 200 рисунков… Зал сидел завороженный. И снова это странное ощущение, что я присутствую не в школе и даже не в вузе. Передо мной девушка, которая умеет презентовать себя и свою работу. Которая знает цену тому, что она делает. Она не лукавит, не притворяется, не продает себя. Она делится. Делится со мной и сидящими в зале тем, что ей нравится.

Валя. Кукольный театр, рожденный в душе девушки. Спектакль 3 актеров, двое из которых куклы. Зал плакал. Я, как «закаленный в боях» психолог, профессионально сдерживала комок в горле, чтобы не разрыдаться. В паре с Валей играл мой старший сын, можно сказать, солировал. Вот так смотришь изо дня в день на своего ребенка и что-то видишь, что-то пропускаешь, а, оказывается, он умеет себя чувствовать на сцене так, как будто на ней родился…
Валя умудрилась не просто рассказать о своем проекте. Она еще и вытащила на сцену желающих «поговорить» с куклами. Она «работала» с залом, как сказали бы ведущие тренингов или презентаций. На мой взгляд, этому спектаклю стоит продолжать жить не только в памяти вальдорфского «народа», но и гастролировать дальше – в воронежскую публику детских садов, школ, а может быть, даже и вузов.

Инга. Эта хрупкая девушка модельной внешности взяла и освоила за несколько недель работу по дереву. Сделав мельницу. Модель НАСТОЯЩЕЙ И ДЕЙСТВУЮЩЕЙ мельницы привела в восторг зрителей. Было сложно представить загадочную Ингу строгающей, выпиливающей по дереву, даже если ее надежным помощником был мастер Валерий Альбертович.

Остальных дипломантов, увы, посмотреть не удалось. Тем более, что мои мальчишки, досмотрев и дослушав проекты до конца, долго еще пеняли мне: «Могла бы и не ходить проводить свой семинар, все равно НАШИ проекты интереснее!»

…Я покидала школу с мыслью: как все-таки здорово, что мои дети имеют возможность ходить в эту школу. Иногда сомнения о том, нужна ли школа, о верности выбранного для детей пути закрадываются в мою голову. Школа нестандартна, в ней есть свои организационные и финансовые сложности. Но когда видишь ТАКОЙ результат, сомнения рассеиваются. Да, я хочу, чтобы к 12-ому выпускному классу мои дети могли также свободно, творчески, уверенно рассказывать о том, какую из необычных идей им захотелось реализовать, вложив в нее несколько месяцев, недель, дней и ночей своей насыщенной юношеской жизни.

Екатерина Мануковская,

Мама Федора (8 класс), Егора (4 класс)

2011 г.