Отзыв Максима Дудкина

Максим Дудкин написал в сети ВКонтакте следующее.

Я отдал сына в Вальдорфскую школу. Слишком не разбирался. Достаточно было увидеть, что там жизнь у детей проходит явно интереснее и экологичнее, чем у детей в стандартных школах. Но остались сомнения, поэтому решил их окончательно развеять. Изучил статьи, видео и сделал следующие выводы на тему…

Преимущества Вальдорфской школы по сравнению со стандартной:

1. Нагрузка по готовности…

СШ (стандартная школа): нагружает ребенка большим количеством знаний вне зависимости от того, насколько он готов их усвоить.
ВШ (вальдорфская школа): нагрузка соизмеряется с готовностью ребенка усвоить знания (учитывается психология развития ребенка в разных возрастах).

2. Грамотное распределение нагрузки…

СШ: Не обращает внимание на естественные психофизические потребности ребенка, связанные со способностью усваивать материал (все существуют по единому распорядку, нагрузка в основном на интеллект). И нет индивидуального подхода (каждый должен быть как все).
ВШ: Учитывает особенности детской психофизики, поэтому чередует виды нагрузки: на ум (уроки), затем на тело (физкультура и т.п.), затем на чувственное восприятие (творческие дисциплины). К тому же дает возможность выходить детской энергии, не создавая стрессов и перенапряжения внутри организма, которые в последствии могут негативно влиять на личность ребенка (поэтому: местами допускается свободное движение по классу; уроки часто проводятся на природе и в форме интересного повествования и с вовлеченностью детей и многие др подобные методы). При этом есть индивидуальный подход (учителя могут подстраиваться под особенно поведения и обучения конкретного ребенка).

3. Акцент на качество, а не на количество знаний…

СШ: Стремится вставить в программу обучения как можно больше материала и освоить его как можно быстрее. Использует процессы, связанные с запоминанием информации и опирается в основном на интеллект и визуальные образы.
ВШ: Делает акцент, прежде всего, на инструментах и способах усвоения знаний. Поэтому количества меньше, качества усвоения лучше. Использует процессы, связанные с восприятием информацией не только на уровне запоминания, но, прежде всего, на уровне, чувствовании и понимании более глубоких смыслов передаваемых знаний. (Популярный пример: дети вальдорфской школы, которые по разным причинам решают перейти в стандартную школу, осваивают за лето особенности программы этой школы самостоятельно. И после 9 класса сами готовятся к ЕГЭ. Дети из стандартной школы в большинстве случаев учат уроки под контролем родителей и с дополнительной помощью репетиторов)

4. Целостное развитие…

СШ: Качает интеллектуальную мышцу, развивает логику. Мало развивает образное мышление. Почти не развивает чувственное. В итоге популярный исход – школа прошла, знания улетучились, личность расшатана.
ВШ: Учитывает целостное развитие не только на уровне ума, но и на уровне чувств (эмоций), и тела (резьба по дереву, рукоделие, гимнастика и т.п.). В итоге – более гармоничное развитие, больше уверенности в себе и более глубокое понимание себя, своих целей.

5. Уважительная атмосфера…

СШ: Нет уважения к личности ребенка (вернее, встречается очень редко). Частая причина – отсутствия у учителя высокой благородной идеи, ради которой он занимается своей профессией и мало любви к детям (PS: исключения есть, но они редкие или за них нужно доплачивать). Школа принимает позицию сверху и диктует свои правила. Родитель обязан школе и это проявляется в неуважительном отношении к родителям. Оценки формируют у ребенка желание не ошибиться, и гасит интерес к знаниям. Во взрослом состоянии результат – страх критики и зависимость от оценок других. Жизнь складывается по социально желательному сценарию, личные цели и мечты могут часто игнорироваться.
ВШ: Учителя уделяют особое внимание личностным конфликтам ребенка. В паре с учителем всегда работает профессиональный психолог, который помогает раскрыть в ребенке лучшие качества… Родителям школа доверяет управление, и подстраивается под их запросы (если на это согласны большинство, на это есть ресурсы, и если родители готовы разделить ответственность по реализации, предлагаемых идей, вложив в них свои временные, эмоциональные, интеллектуальные или финансовые ресурсы). Отсутствие оценок формирует у ребенка интерес к знаниям и веру в себя. Во взрослом состоянии – решения принимаются в не зависимости от оценки окружающих, опора идет, прежде всего, на самого себя (на свою личность, свои цели и желания).

6. Широкий взгляд на развитие…

СШ: Готовит детей к ЕГЭ.
ВШ: Готовит детей к жизни. (Например, есть опасение, что в ВШ слишком много рисуют и лепят. К чему это? Мы же не ремесленников готовим? Ответ: один из основных навыков в жизни – это умение воплощать свои идеи в реальность. То есть материализовывать их. Проблема большинства людей, как говорит, например, позитивная психология, в том, что они ставят цели, но не достигают их. В итоге разочарование… Лепка из глины, резьба по дереву, ковка и т.д. формирует навык материализации идей. То есть ребенок учится, прежде всего, не лепить, а закреплять механизмы воплощения идей через связку «мысли-идеи-физическое действие – реализации идеи в пространстве». Но даже если не копать так глубоко, – подобные уроки развивают образное мышление, мелкую моторику, которая влияет на скорость мышления, дает возможность перезагрузится перед интеллектуальной работой, дает творческую радость от возможности что-то сделать своими руками и т.д.).

7. Самостоятельность…

СШ: Вся система построена через подчинение (Делай, что говорят и следуй правилам. Не интересует твое «хочу», есть лишь «надо»). Популярный итог в подростковом возрасте: инфантилизм (не могут себя найти и уходит много времени и энергия на удовольствия (игры, еда, легкие наркотики, отрицания и уход от ответственности) .
ВШ: Стимулируется проявление инициативы, учат самостоятельно делать выбор и принимать последствия своего выбора. Итог в подростковом возрасте: готовность к самореализации, определенность с целями, здоровый образ жизни.

В целом можно сделать выводы:

Все негативные стереотипы о школе от неглубокого понимания вальдорфской системы. Но даже если четко разжевать преимущества такого подхода к обучению, в большинстве случаев получишь отрицание. Причем за этим не будет стоять конкретных данных и исследований. Потому что страх что-то менять сильнее здравого смысла. В, свою очередь, вальдорфская система предоставит богатый спектр фактов и данных, которые подтверждают ее эффективность в сравнении со стандартной. 100 лет назад в основе системы были гипотезы и наблюдения. Сегодня 70-80% этих гипотез подтверждается исследованиями.

Наша школа в Воронеже только развивается. В ней много плюсов, но и много чего еще нужно сделать. Пока, мое мнение, она не дотягивает до целостной картины того, как должна выглядеть завершенная вальдорфская школа. То есть школа, не идеальна!)) Но, на мой взгляд, она уже однозначно лучше стандартной. Лично я буду рад сделать в нее вклад. Ведь дело не только в моих детях, но и в формировании возможности для многих других получить более лучшее детство.

Напомню, я не специалист в вальдорфской системе. Я папа, который захотел разобраться. Все, что я написал, только мои выводы. Чтобы их сделать, я изучал статьи в википедии, интервью с экспертами в педагогике и доверял личному опыту (то, что я сам вижу).