На сайте «Агентство городских коммуникаций Горком 36» 05.10.2021 опубликована статья Антона Рубахина
В тонах «Радуги»: почти 30 лет действует в Воронеже вальдорфская школа
День учителя в России в этом году растянется на неделю. В октябре в 13 регионах страны пройдет мультимедийная выставка «Роль учителя в истории России». И в честь этого праздника мы посетили особенную школу Воронежа «Радуга», работающую по системе вальдорфского образования, и познакомились с ее директором – Анастасией Елисеевой, дочерью основательницы.
Когда заходишь в эту школу, создается ощущение, что попал не в заведение, где «грызут гранит наук», а в креативный детский или культурный центр – яркие краски, много растений, стены – выставка художественных работ учеников и учителей: творчество здесь – всегда коллективный процесс педагогов и их подопечных. На входе вас встречает деревянная статуя в человеческий рост с тремя ликами: Софии, Марии и Изиды. По задумке автора Петера Лампазиака, скульптора, учителя из Ганновера, это одно существо, воплощавшееся в разное время в разных ликах, но несущее любовь, мудрость и доброту.
В этой школе все имеет смысл и значение, и все подчинено главной цели – не только дать знания, но и научить быть Человеком. Именно таким, с большой буквы. Поэтому детей учат преодолевать сложные жизненные ситуации, крепко дружить и с любопытством узнавать окружающий мир. В самом названии много смыслов: «Радуга» – от слова «радость», многоцветье красок. Как бы то ни было, а дети здесь действительно яркие, незашоренные. И большие, и маленькие легко вступают в дружелюбный диалог и со сверстниками, и со взрослыми, ощущая себя равноценными личностями. Эта внутренняя свобода – тоже результат системы воспитания школы. Внеклассным делам в «Радуге» уделяют, пожалуй, не меньше времени, чем самой учебе. В теплое время года ходят классами, а то и всей школой в походы, устраивают фестивали, концерты. А еще – милые праздники, как, например, вечер зажженных фонарей, к которому дети готовятся вместе с родителями и учителями, выдумывая невероятные формы для фонариков. Вечером собираются у школы, и уже со своими зажженными поделками идут по роще, помогая друг другу не оступиться, к общему костру, где угощают друг друга испеченными вкусностями, поют и танцуют, шутят. Словом, как в большой и дружной семье. Школа и есть семья: родители здесь почти такие же завсегдатаи, как и их дети. Они вместе занимаются то гимнастикой, то пением, то разучивают и ставят театральные пьесы.
Удивительно: даже оказавшись в «Радуге» впервые, не чувствуешь себя чужаком. Сталкиваясь с детьми и учителями в коридорах, перехватываешь улыбки, слышишь слова приветствия. Хотя детвора – она есть детвора – им все надо не шагом, а бегом, здесь не слышно привычных окриков: «По коридорам не бегать!» Это не вседозволенность, а просто более расширенные рамки для самовыражения. С учителями можно и нужно спорить, если можешь достойно аргументировать свою позицию.
Вальдорфская школа – кстати, единственная в Воронеже – работает без малого 30 лет. Это серьезный срок, чтобы не только наработать огромную базу, но и доказать важность такого проекта.
Директор школы, Анастасия Елисеева, сразу располагает к общению любого – улыбчивая, шутливая, демократичная. Она – не на пьедестале главного руководителя, а всегда рядом: со скрипкой или за роялем на репетициях или концертах, в спектаклях, не чураясь самых непрестижных ролей… Авторитет ее и у учеников, и у учителей – не по должности, а по глубокому уважению. Должность директора, можно сказать, перешла ей «по наследству» – от мамы, Натальи Елисеевой, основателя и идейного вдохновителя проекта.
– Примерно в моем возрасте мама решила уйти из школы, хотя очень любила свою профессию учителя. Просто она разуверилась в системе, не верила, что делает детям хорошо, – рассказывает Анастасия Елисеева. – И тут произошла встреча с вальдорфской педагогикой. И она взялась за основание новой школы, на свой страх и риск. Конечно, рядом оказались надежные спины, и все-таки она стояла впереди. О своей будущей профессии я знала только одно: не учитель. Но в школу «Радуга» очень нужен был музыкант и учитель английского. Вот так я и пришла в 19 лет в школу. «На часок».
Она смеется, рассказывает, что школа давно стала важной и необходимой частью и личной жизни, с ней кровно связана вся семья – здесь работает муж, обучаются две дочери. А главное – это теплый круг близких по духу людей. В школе не вертикальная, а горизонтальная система управления. Родительский совет и учителя принимают решения вместе, разрабатывают современные стратегии для детей, основываясь при этом на лучшем педагогическом опыте – школу постоянно посещают светочи вальдорфской педагогики из других городов, а иногда и стран.
Анастасия считает, что в нынешних реалиях задача учителя изменилась, но совсем не упростилась: «Теперь обучение – это не передача информации. Ее и так везде море. Учитель – это «гид», который поможет ученику в этом море найти себя. Это задача непростая: стоять как опора рядом с молодым человеком, оставаться живым, чутким, слышать запрос поколения, который сейчас меняется так быстро, искать на него ответ каждый день честно и заново, не останавливаясь на давно знакомом. Нести через свой предмет то, что поможет юной душе найти себя в этом мире. Быть учителем очень ответственно, порой тревожно и страшно, иногда утомительно, но всегда безумно интересно».
И в этом вся школа – учителя не просто передают знания, но с любопытством и глубоким интересом снова и снова изучают окружающий мир, взяв в компаньоны собственных учеников.