Походная традиция
Школьная традиция проводить майские праздники в походе родилась 8 лет назад. Благодаря учителю Наталье Штробель. Она искала интересные и красивые маршруты для своего класса. Нашла. Деревня дольменов, водопады, река Пшада, выход к морю…
С тех пор около 60 человек с приходом весны начинает думать, поторапливаться, ожидать. В поход хотят все: родители, ученики, выпускники, учителя. «Вынуть» 10 дней из привычного рабочего графика получается не у всех.
Поход делится на верхний и нижний.
Верхний поход. 5 дней с рюкзаками ходить по горам. И неизвестно, какая погода ожидает любителей горных красот. Вверх идут, начиная с 12 лет, вместе с классом и учителем. Можно и раньше, но с родителями. Не каждый паренек или девчонка сможет несколько дней таскать на себе спальник, пенку, сменную и теплую одежду, да еще и часть «общака» — еды на всех. Только рвущиеся «в бой» или уже опытные – ходившие с родителями. Поэтому для ребят поход – это испытание. Что смогу? На что способен? Попрошу помощи или сам справлюсь? Многое можно узнать о человеке, наблюдая, как ведет он себя в походе…
Нижний поход. Кто-то приезжает сразу в деревню дольменов и там, на берегу реки Пшада, «оседает» вместе с детьми в ожидании «верхних». В нижнем, как правило, оказываются те, кто не готов лазать по горам или не может – маленькие дети не пускают. С малышами в нижнем походе – раздолье. И поплавать, и побегать, и на водопады съездить-сходить. Цивилизация в виде села Пшады находится всего в 3 км. Поэтому ребятня – от грудничков до 10-летних – резвится на камнях. Летят камни в воду, перебегают с берега на берег босоногие девчонки и мальчишки – и нипочем им ледяная вода Пшады, так пугающая серьезных, привыкших к комфорту взрослых. А кроме реки есть игры с мячом, «наскальные» рисунки, спонтанные театральные постановки, которые можно показать родителям у костра, беготня друг за другом, лазание по деревьям и помощь в приготовлении еды.
Когда встречаются 2 похода – верхний спускается в деревню дольменов – как правило, мужчины делают баню. Прямо на берегу Пшады, у ближайшего омута, который «нижние» уже присмотрели. В этом году до бани руки не дошли, а вот костер был сложен на славу! Ночной, пионерский и на море! О, наши мужчины! Они прекрасны в своем желании создать нечто великое! И мальчишки в походе копируют их – чем не педагогика?
Круг воспоминаний
Есть также традиция собираться кругом и вспоминать, вспоминать… О чем вспоминали «верхние»?
В этом году рассказывали о водопадах и черепахах, о 2 сутках хождения по грязи, о невероятно сложном восхождении на горную вершину, о том, кто помогал нести палатки, когда было уже невмоготу, о маршруте, сложности нынешнего похода и удовольствии от него, о радости от пребывания именно в этой команде, именно с этими людьми, о том, что классно, несмотря ни на что… О благодарности, наконец.
Благодарности
Мужчинам – Юре и Саше, которые подхватывали, когда было тяжело, подталкивали, когда ноги не шли, поддерживали, когда не моглось, а еще отвечали за все мужское в походе – костер, дрова, провизию, стоянки, несли ответственность за детей, а их ни много, ни мало – 21 человек набралось в верхний поход.
Учителям – Наталье Михайловне Беловой, которую в походе поздравляли с 50-летием, жалели ее заболевшие ноги и восхищались стойкостью этой женщины. Екатерине Сергеевне Борисовой, умеющей быть вместе с учениками, рядом с учениками и оставаться собой. Виктории Николаевне Беловой – учителю 6 класса, в этом году первый раз отправившейся в верхний поход. Она же – руководитель похода, она же бывший директор «Радуги», стоявшая у «школьного руля» 3 года. Она же – мама и заботливая нянька для каждого ушибленного, вывихнувшего, занывшего ребенка в походе от 8 до 15 лет.
…Тем, кто эти несколько дней был внизу, конечно же, любопытно, что было там, в горах, куда ходили их дети, мужья, друзья и единомышленники. Поэтому «нижние» подтягиваются к костру с воспоминаниями и слушают. Есть в кругу и недовольство, и обиды. И здорово, когда они остаются здесь, у огня, а не тянутся за людьми домой, в город. И самое главное – этот поход для детей. Поэтому взрослые слушают то, что говорят дети.
Поход для детей
«Понравились водопады», «Спасибо Володе за помощь», «Понравилось идти впереди, жаль, что были те, кто растягивал поход и ленился», «Спасибо Виктории Николаевне», « А здорово было пить облака на вершине горы!», «Как здорово, что я сумел подняться на вершину!», «Сколько удивительных камней встретили по дороге», «Страшно было, когда целую ночь шел дождь»…
У многих из этих ребят кавказский – первый настоящий поход. Не пикник, не вылазка. А поход. И взрослые хотят, чтобы мальчишки и девчонки взяли из него то, что им пригодится для жизни: взаимовыручку, посмотрели друг на друга, кто на что способен, узнали про свои возможности, почувствовали, что такое трудности и когда стоит просить помощи, а когда стоит и потерпеть. Учителя и родители хотят, чтобы дети научились замечать красоту вокруг, причем, не только с места в машине, поезде, самолете.
Поход расставляет все по своим местам. В нем мальчишки чувствуют себя мужчинами, а девчонки – настоящими женщинами. Женско-мужские роли распределяются автоматически: девчонкам разгружают рюкзаки, когда они, всхлипывая, говорят, что «больше не могу…», помогают ставить палатки; мальчишки учатся колоть дрова и разжигать костер в любую погоду; девчонки дежурят рядом со взрослыми женщинами и учатся готовить еду – и вкусную, и на 30-60 человек – это не так просто! Мальчишки равняются на старших мужчин и учатся терпеть, заботиться о слабых, думать своей головой и при этом слушаться руководителя похода, соблюдая правила.
Отдых на море
Разумеется, поход на Кавказ должен закончиться морем. Поэтому после встречи нижнего и верхнего похода все вместе – как правило, около 50-60 человек – выдвигаются из деревни дольменов к морю. Через автовокзал, через погрузку-выгрузку рюкзаков. Из Пшады – в уютное местечко между Беттой и Криницей. Снова стоянка. И на ней совершенно другие виды. Это море, сосны, скалы, дельфины и необъятные просторы.
Больше всего детям – особенно мальчишкам – нравится ходить по берегу в поисках красивых камней. То ли случайно, то ли закономерно в походе уже не первый год оказываются геологи, родители, друзья школы. Они объясняют про кварц и кварцит и другие камни, а также про удивительные каменные пласты, выходящие из моря, про их многотысячелетний возраст.
Купаться в море еще холодно. Только это не останавливает. Также как и скользкие камни, ветер, долгий вход в воду и красные заросли водорослей. Дети загорают, если выходит солнышко и плещутся в воде. Они – на море.
Последний день – день отъезда. Из Бетты – в Новороссийск. Мы покидали город-герой 9 мая. Город был заполнен солнцем, праздничными плакатами и гуляющими. Некоторым из нас довелось на часок добраться до морского вокзала, до набережной с парусниками и танкерами.
Новый поход – новые ожидания
Для кого-то поход случится через год – на следующий майские праздники. Для кого-то он может стать неотъемлемой частью жизни. В школе много родителей, готовых ходить в водные и пешие походы. Для кого-то он останется воспоминанием. Не будет только тех, кто сотрет его из памяти, как тусклую, ненужную картинку. Такова удивительная сила похода.
Кстати, присоединиться к нему можно. Каждый год на Кавказ идут новые и новые люди. Даже не имеющие прямого отношения к школе. Будем рады встрече с новыми знакомыми и единомышленниками.
Екатерина Мануковская,
PR-менеджер школы «Радуга»,
Мама Егора Мануковского, ученика 7 класса,
Руководитель «нижнего» похода.