Почувствовать человека в человеке

Образование в школе, а тем более литературное образование, сложный процесс. Почему? Да потому что художественная литература – это не наука, а вид искусства. Искусство слова… «В том, что мы говорим, присутствует и душа. Она пронизывает и воспламеняет все звуки, которые мы произносим… И то, что вложено нами в речь, — пишет Р.Штайнер. — мы берём с собой, засыпая, и это остаётся нашей сущностью на всё время между засыпанием и пробуждением…»

Сегодня престижно раннее развитие. Стереотипы заставляют учить детей чтению ещё до того, как они узнают значения слов, научатся за ними что-то представлять. Родители, как правило, гордятся успехами и знаниями своих деток. Эту радость можно понять. Но понимаем ли мы, что ради этой иллюзии знаний забираем у ребёнка силы, так нужные для здорового переживания мира и себя в этом мире. Дети начинают читать рано, а потом не хотят читать совсем. Задумаемся, почему это происходит?

Современный человек (даже взрослый!) не успевает перерабатывать и переживать тот поток информации, который обрушивается на него из окружающего мира. И таким образом, накапливая непереработанные потоки информации, теряет способность целостного восприятия мира и жизни. Так и ребёнок теряет жизненные силы, тратя их на избыточную интеллектуальную работу, нервная система перегружена. А чем перегружена? Что мы наблюдаем сегодня: музыка — из плеера, разговор по телефону — без собеседника, путешествия — по телевизору, вкус клубники — без клубники, речь — без человека, ответ — без вопроса, объёмный мир «Аватара» — без мира, жизнь в Интернете — без жизни…

Если вдуматься, то окажется, что это вовсе небезобидные вещи, но очень приятные и горячо любимые детьми и не только детьми! А что такое знание? Информация?.. Опыт?.. Переживания?.. Или… В традиционной школе учителя дают знания, ученики отдают их в виде контрольных и тестовых работ, рефератов, обзоров, докладов. Этап осмысления, создание своих собственных образов, переживание своих собственных чувств чаще всего оказывается пропущенным. Банальная причина: не хватает времени на то, что очень важно для ребёнка. Учителю важнее строго следовать тематическому планированию, которое спущено сверху и составлено без учёта особенностей той или иной школы, класса, а тем более ученика. Часто возникает ощущение бессмысленности подобного «обучения». Ради чего всё это делается? И родителям и учителям нужно знать, чему надо учить, как и когда.

Как учить и чему учить, из какого Высшего Смысла. Обучать ребёнка талантливо – значит обучать его именно трепетному отношению к Жизни, ко всякому её проявлению – и это высшая нравственность! – и, обучая даже на зле, показывать всегда, как оно претворяется в добро. Учить именно претворять зло в добро, именно своё зло в своё добро. Красота этого Мира, открывающаяся ребёнку, должна учить его Красоте его жизни, в которой даже смерть, как высший ужас, лишь часть красоты и преодолевается именно через созидание Красоты, вечной Красоты Жизни.

Я учитель, 13 лет проработавший в традиционной школе. В вальдорфской школе – пятый год. В выпускном классе эпоху литературы я проводила в первый раз. И я рада, что в моей жизни состоялась эта эпоха. Вопросов было огромное количество: от выбора произведения до методов преподавания. Вопросов не стало меньше после эпохи. Задуматься над появившимися вопросами, приподняться над суетой и информационной обыденностью, приучить себя задавать себе вопросы всю жизнь, и всею жизнью отвечать на них, при этом продвигаться к истине – это уникальная возможность для вальдорфского учителя.

Эпоха литературы в выпускном классе была посвящена рассмотрению романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роман в 800 с лишним страниц прочитали все ученицы. В начале эпохи рассматривались темы общего плана, не касающиеся сюжетной линии романа. Это темы о времени второй половины ХIХ века, сословиях Российской империи, политической ситуации в стране, художественном методе писателя, стиле, направлениях литературы, биографии и мировоззрении писателя, романе как духовной биографии Ф.М.Достоевского. С одной стороны, эти темы дали возможность дочитать роман тем, кто не успел к началу эпохи. С другой стороны, они подвели историческую, литературную, жизненную, объективную основу под художественное произведение.

Стало ясно, что все процессы того времени, так или иначе, нашли отражение в последнем романе Ф.М.Достоевского. Роман «Братья Карамазовы» — хорошее произведение для изучения в выпускном классе. Темы, которые поднимает Ф.М.Достоевский, и сегодня актуальны и злободневны. Интерес к творчеству не только не ослабевает, но и растёт.

Это объясняется глубиной мыслей великого классика, ставших особенно важными для людей ХХI века. Слова И.Крамского о романе ярко иллюстрируют то, что произошло в классе после прочтения и обсуждения: «это нечто… пророческое, огненное, апокалипсическое, что казалось невозможным остаться на том месте, где были мы вчера, носить те чувства, которыми мы питались…» На мой взгляд, именно это произошло с каждым учеником.

Перефразируя эпиграф к роману, можно сказать, много зёрен упало и умерло в благодатной земле. Умерло, чтобы принести много плода. Поиск связей, параллелей между героями, характер их отношений во всём романе, от начала и до конца, был очень интересным. История братьев глубоко затронула учащихся и показала их умение сопереживать чужому горю … Работа над образами героев подкреплялась работой с текстом: из романа были взяты описания, портреты, характеристики героев – узнай героя – Кто? О ком? Кому? Подобная работа нравилась, момент узнавания очень радовал учащихся и подтверждал их глубокую внутреннюю работу.

Работа с большим отрывком из текста романа, характеризующим того или иного героя, в котором вымарывались отдельные слова, где ученикам нужно было восстановить текст, найти подходящее слово, проходила сложнее, так как найти слово «из себя» было трудно. Иногда было непонятно, что автор имел в виду, и какое слово есть действительно в тексте. «Попаданий» было мало, в среднем — 26%. Когда рядом с текстом к каждому пропущенному слову был предложен синонимический ряд, включая и слово Ф.М. Достоевского, работа приобрела некую объективную основу.

Выполнение работ повысилось в среднем до 60%. Но теперь ученикам нужно было обосновать свой выбор. В этом виде работы очень много наблюдений сделано над языком и стилем писателя, например: слово не подходит по ритму, слово выражает характер героя, слово помогает понять отношение между героями, Достоевский любит это слово, серьёзное слово и др. Общие темы на последней неделе эпохи объединили всех героев, сделали цельным весь роман: детская тема, вина и ответственность, поучение Зосимы, легенда о великом инквизиторе, карамазовщина.

Самым трудным в понимании оказались темы, связанные с религиозными взглядами писателя. Эти темы некоторые ученики не хотели рассматривать вообще. Но они были очень важны в понимании романа. После бесед и различных акцентов они стали более понятными, но не до конца. «Всё ещё впереди» — сказали ученики. Идеи старца Зосимы оценили и увидели, что всё, о чём говорилось 150 лет назад, не изменилось, а даже усугубилось в худшую сторону.

Общие темы бурно исследовались и обсуждались, обсуждения заканчивались небольшими письменными работами, в которых ученики подводили итоги, высказывали свои мысли, спорили с Ф.М.Достоевским. Большая работа проводилась над деталями художественного произведения, цветовой гаммой романа, поиском обобщающего образа романа – всё подтверждало кропотливую внутреннюю работу учащихся. Я очень рада, что такая эпоха оказалась возможной в жизни наших старшеклассников, что они открыли для себя Ф.М.Достоевского, что они смогли почувствовать человека в человеке.

Постепенно приходило понимание, что счастье и смысл жизни, по Достоевскому, достигается путём страдания. Страдание – духовный путь человека, пытающегося найти своё место в несправедливо устроенном мире. Человек не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя, человек не имеет права проходить мимо несчастий. Человек ответственен не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире.

По окончании эпохи старшеклассники писали сочинения, вот некоторые отрывки из них

Писарева Виктория Викторовна, учитель русского языка и литературы.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.