Как отсутствие оценок сказывается на естественном желании ребёнка к соревновательности, к успеху, движению вперед? Что тогда будет служить для него мотивацией?

Важно, чтобы человек стремился перегонять только самого себя, а за другого умел бы радоваться. Естественное желание учиться — это не то желание, которое подстегивается оценкой, это стремление учить себя, потому что это интересно. Это и является главной мотивацией.

Разумеется, проще всего воспитывать ребенка на соревновательности: кто быстрее, выше, сильнее. Этот простой «допинг», как показывает практика, довольно быстро приедается большинству детей. Да и в классе ребята не равны: кто-то сильней в гуманитарных науках, кто-то в логике, а кто-то силён в спорте. Как можно предлагать им «равный старт» и требовать «равного финиша»?

В вальдорфской педагогике ребёнок учится раскрывать свою индивидуальность, опираться на то, что было сделано им самим и на то, о чем он мечтает. Мы уверены, что это ведет ребёнка к здоровой самооценке.