Открытый урок: эпоха физики в 8 классе.

Knyazeva Natalya Nikolaevna

 

КНЯЗЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА.

Имеет высшее образование, общий стаж — 31 год, стаж работы на занимаемой должности — 11 лет.

Окончила ВГУ по специальности механика, работает в школе с мая 1996 г. Классный учитель в 8 кл, ПРЕПОДАЕТ АСТРОНОМИЮ И МАТЕМАТИКУ.

 

Посетить урок в 8 классе меня давно звала Наталья Николаевна Князева, классный учитель 8 класса. Этот класс мне дорог и знаком по одной простой причине — в нем учится мой младший сын Егор.

«Екатерина Владимировна, Вы уже, наверное, на уроках всех учителей побывали, а на нашем никак», — произносит Наталья Николаевна, как обычно с улыбкой и некоторой интригой, — сейчас, как Вы помните, эпоха физики». О, физика по-вальдорфски — это наиболее яркая иллюстрация вальдорфской педагогики. Я как раз в школе, и у меня как раз есть время. Иду!

Сначала традиционные изречения – меня не пускают, я опоздала. «Не мешайте!»

(Комментарий учителя) В вальдорфских школах в начале каждого учебного дня ученики произносят изречение. Один текст с 1 по 4 класс — для младших школьников, и другой с 5 по12 — для старших. Оно настраивает ребят на серьезную работу, которой они будут заняты весь учебный день. Также определенное «мини-вступление» часто предваряет и урок, оно настраивает на конкретную работу, «собирает» учеников.

Идем в музыкальный класс.

Так как это эпохальный урок, то в нем кроме непосредственно предмета есть и другие части. Например, «хождение по звезде». Вальдорф славен такими групповыми упражнениями. На первый взгляд, они легкие: что сложного в том, чтобы расставить детей по кругу и объяснить им, что нужно переходить по диагонали, меняясь местами, очерчивая траекторией движения звезду? Попробуйте. Это завораживает. А когда вникаешь в то, что происходит, задаешься вопросом: а как они это делают? Разве это возможно сделать?

И все же – зачем нужно это упражнение? Тем более, идет эпоха физики!

(Комментарий учителя) С начала учебного дня в вальдорфе принято «пробуждать» и «собирать» класс, чтобы, как говорится, по-настоящему «прийти в себя», заставив работать не только голову, но и сердце, и тело. Если мы включаем в работу весь многомерный организм человека, мы вправе рассчитывать на его более гармоничное участие в процессе. Для этого служат ритмические упражнения, упражнения на концентрацию в совместной работе, на индивидуальную концентрацию, хоровая декламация, музыкальные упражнения, игры социальной направленности.

Вы видели ритмическую часть. Вместе с утренним изречением она длится в 1 классе 30-40 мин., в средних она уменьшается, в 8 классе – уже 15 мин, в старшей школе – 10. В младших классах часто темы упражнений берутся непосредственно из эпохального урока, что помогает многогранности подачи материала и более глубокому усвоению темы. В старших это делать сложнее, особенно на физике.

Следующее упражнение игровое. Класс делится на две команды – команды 2 кораблей. Глаза открыты только у замыкающего или штурмана. Он движением рук, лежащих на плечах у впереди стоящего, передает направление движения. Задача: не столкнутся с другим «кораблем». Зачем это упражнение?

(Комментарий учителя) Может быть, вы почувствовали, что это позитивно настроило ребят, заставило искать пути взаимодействия, проявить себя по-другому? Например, здесь Егор управлял кораблем, на уроке физики его роль обычно пассивнее. Социальная игра – многоплановое действие. Здесь – это пробуждение эмоционально-чувственной сферы через тело.

Мы снова поднимаемся в класс. Он на втором этаже.

Изречение. Для урока физики. Произносится всеми учениками вместе с учителем «Изучая истину, можно иметь троякую цель: открыть истину, когда ищем ее; доказать ее, когда нашли; наконец, отличить от лжи, когда ее рассматриваем».

Замечательные слова. Чьи они? И какую роль играют на уроке физики? Я снова обращаюсь за комментариями к Наталье Николаевне.

(Комментарий учителя) Это было короткое изречение Блеза Паскаля о науке – одного из великих физиков 17 века, законы которого мы изучали на уроках. Это переход от телесной к мыслительной активности, от ритмической части к уроку физики.

Наконец, садимся и моя любимая форма введения в урок – летучка. Любимая, потому что я о ней много слышала от сына, от учителей. И свято верю в ее смысл и пользу. В чем она заключается? Все просто: повторение того, что было на предыдущем уроке. Вопросы от учителя – либо устные, либо письменные. Я, разумеется, в качестве ученицы на этом уроке, поэтому тяну руку, прошу и мне дать листочек с заданием. Наталья Николаевна немного теряется: как ко мне обращаться – Катя или Екатерина Владимировна?:)
Какой бы вы думали мне достается вопрос? «Что такое «работа» в физике?» Ох, и тут про работу.  Тяну руку, чтобы поделиться своей интерпретацией этого слова – я ведь столько об этом знаю! Время, потраченное на работу, умноженное на усилия, с которыми она выполняется, а еще может быть, давление от начальства. Но меня останавливают: «Екатерина Владимировна, Вы, будете рассказывать о работе… в физике?» Я замираю: «Наверное, нет…»

fizika nachlo uroka

И вместо меня об этом рассказывают ребята, а я внимаю, обнаруживая, что воспоминания из школьного курса физики постепенно всплывают из закромов памяти. Ребята отвечают, дают определения: что такое «сила», «давление», «работа», «закон Ньютона» и т.д., помогают друг другу формулировать.

От теории и повторения класс переходит к задачам. Сначала освежают формулу P= F/S. С ее помощью уже начинаются задачи – разумеется, от простого к сложному. Особенность преподавания в вальдорфской школе – объяснение нового и непонятного через понятные образы, проживание, знакомые предметы. Задачи любопытные. Зачем гвоздям шляпка? Почему у лопаты край, на который мы наступаем ногой, подвернутый, а не острый? Зачем при проезде по топким местам делают настилы из бревен и досок?

Я тяну руку, но меня, увы, не спрашивают… Наталья Николаевна глазами уговаривает меня дать ребятам поразмышлять, а не лезть в физику 8 класса со своим 40-летним опытом.

Knyazeva obyasnenie zadachi fizika

Ребята решают одну задачку за другой, а я начинаю чувствовать себя «не при деле». На одной задачке и меня вызывают. И я с радостью бегу к доске! Не уверена, что в своей школе в том возрасте была бы так рада. Делаю почти все правильно и сама себе говорю: молодец! А ребята подсказывают и поддерживают. Здорово!

reshenie zadachi fizika
У ребят новая тема «Давление воды». Я начинаю медленно «затухать». Почти ничего не помню из школьного курса физики на эту тему. Тем более, что ребята записывают правила, определения и опыты в отредактированном виде – в эпохальные тетради. А в рабочих ведется черновое описание опытов, зарисовки, конспекты + тренировочные задания, например, решение задач. Можно сравнить эпохальные тетради в вальдорфской школе с учебниками в традиционной школе. Только здесь ребята сами создают свои учебники.

Вот пример одного из определений в физике, которое нужно переписать в эпохальную тетрадь-учебник.

 

opredelenie v epoxalnuyu tetrad
Следующие этап после записи определения – вспоминают предыдущие опыты на эту тему или косвенно к ней относящиеся. Оказывается, ребята проводили опыты с водой и шприцами «…на маленький шприц было давить легко, поршень сам отодвигался…»
«Почему?», «От чего зависит давление?» — это уже вопросы от Натальи Николаевны. «Давайте смотреть по формуле».

И вот уже они вспоминают про гидравлический пресс, рисуют его устройство, расписывают, куда давит давление и вместе пытаются разобраться, как работает это удивительный закон, при котором «давишь на маленький столб воды, а большой при этом двигается».

Новый опыт. Наталья Николаевна приносит поднос с несколькими предметами. «Расставьте их по мере возрастания веса, от самого легкого к самому тяжелому – взвешивать только на руке!» Плошка с водой, кусок деревянной доски, картофелина, стальной цилиндр, свеча.

opyt s vesom predmetov
Урок закончился на опыте. На перемене ребята все еще продолжали взвешивать на руке, что же тяжелее? Любопытно ведь!

Я вышла из класса с ощущением, что, наконец, удовлетворила свое любопытство. Посмотрела на «физику по-вальдорфски». Ну что я могу сказать? Если не считать теоретической части, с определениями и темой, в которой я чувствовала себя совсем «чайником», то урок с его динамикой, общением и постоянной практикой, задачками прошел на одном дыхании.

P.S. И напоследок. Эпоха физики закончилась. И Наталья Николаевна дала мне эпохальные тетради — вот зримый результат работы ребят в классе и дома. Делюсь с вами, дорогие читатели.

 

Екатерина Мануковская, PR-менеджер школы «Радуга»,

мама ученика 8 класса

ноябрь 2014

 Другие уроки в рубрике «Уроки глазами родителей»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.