Ангелика Кольбе (Angelika Kolbe)
К счастью для школы «Радуга», мы дружим уже очень много лет. Ангелика, как опытный вальдорфский учитель, является куратором нашей школы и, кроме того, ежегодно проводит в Воронеже семинары по живописи. А теперь немного о ней самой…
Ангелика Кольбе (Angelika Kolbe), родилась в Гамбурге, закончила свободную вальдорфскую школу, затем училась в академии Изобразительных искусств в Гамбурге. После академии Ангелика посещала свободные уроки искусств в Оттенберге, а так же закончила вальдорфский педагогический семинар в Штутгарте. 16 лет она работала классным учителем в свободной вальдорфской школе в Марбурге, где выпустила 2 класса. Как это и заведено во всех вальдорфских школах, Ангелика преподавала у своего класса (с 1 по 8 класс) почти все дисциплины, включая и урок живописи. Параллельно вела уроки живописи в старших классах.
С 1992 Ангелика является свободной художницей. Она рисует необыкновенные картины в различных акварельных техниках, организовывает выставки в Германии и за границей (с 1994: в Марбурге, Ваттеншайде, Гиссене и Берлине, в Пекине/Китае, в Жуковском/Москве) и успевает ещё преподавать на периодических семинарах для вальдорфских учителей в России, вести курсы живописи в Германии. 22 ноября 2000 года выставка работ Ангелики Кольбе «От света к форме» с успехом прошла и в Воронеже в музее им. Крамского.
Занятие живописью – бесценные минуты самопознания и творчества
Занятие живописью с Ангеликой всегда начинается с небольшой беседы о том, что предстоит рисовать. Каждый участвует в создании некой воображаемой картины, мысленно рисует для себя свой образ того, о чём идёт речь.
Затем Ангелика обильно смачивает водой большой акварельный лист, прикрепляет его на доске и начинает творить, рассказывая на русском языке о том, какую краску нужно взять сперва, где она должна лечь на листе понасыщеннее, а где должна лишь слегка коснуться его, как смешивать 3 краски, чтобы получить целый спектр цветов и много других хитростей, которые необходимы в создании картины. Ангелика заранее предупреждает о возможных ошибках и даёт полезные технические советы. В конце объяснения лист с её рисунком исчезает с доски, и все принимаются за самостоятельное творчество.
Здесь очень важно рисовать в тишине и рисовать стоя. Ангелика чутко контролирует весь процесс, ходит по аудитории и помогает советом рисующим. Кто-то несмело впервые пробует вот так на мокром листе смешивать цвета, экспериментирует, кто-то перестарался с влагой и не может теперь управлять цветами, они начинают жить своей жизнью и движутся по листу куда им захочется, а у кого-то наоборот, работа быстро подсыхает и вредные краски, словно умирают на сухом листе, неподвижно застывая на определённых его участках. Советы Ангелики приходятся всегда кстати. Самым упорным творцам удаётся разгадать секрет действия волшебных красок и, сдружившись со своими помощниками, воплотить на листе задуманные образы.
Самое интересное заключается в том, что у всех получаются совершенно разные рисунки, несмотря на то, что речь-то до этого шла определённо о чём-то одном. Это можно объяснить только тем, что эти картины будут нарисованы нашей душой, вот зачем необходима тишина во время их создания. А душа у всех разная…
Первые работы готовы, авторы укладывают их на новый сухой планшет и кладут у доски. В конце занятия у доски вырастает пёстрая поляна из немыслимых, всегда совершенно разных картин. Здесь могут быть даже разные направления: от реализма до экспрессионизма. Только после того, как все картины собраны на полу у доски и рабочие места убраны, начинается обсуждение работ.
У кого получилось передать настроение и получить весь необходимый спектр красок? Кому удалось создать объёмный живой образ или пространство? Кому удалось справиться с красками и заставить их участвовать в создании образа, а не жить своей отдельной жизнью? Довольные творцы фотографируют свои шедевры и оставляют их подсыхать. Ещё интересно то, что сухая работа потом будет значительно отличаться от мокрой. Настолько велика бывает разница, что даже подписанные работы узнаются их авторами с трудом. Но это, в основном, происходит с картинами, на которых автор не справился с влажностью на листе.
Жаль, что нет видео с подобных мероприятий, с педагогических семинаров. Может быть, из-за этого, т.е. из-за недостатка информации, в народе бытует мнение, что вальдорф — это зарубежная секта, где учат непонятно чему, наверняка чему-то вредному.
Кстати, видео на главной странице сильно затыкается, особенно звук — смотреть невозможно.
Артем, видео на главной странице только устанавливалось на сайте, как и многое другое .
Конечно не хватает ХОРОШЕГО видео, как и ХОРОШИХ фото. Пример: в школе «Путь зерна» есть родитель- Александр Матюшкин, который является прекрасным, скорее даже — гениальным, фотографом. Он взял на себя ведение школьного сайта и групп в соц.сетях.
Я считаю, что все представляющие школу места и проекты должны быть не только содержательными, но и вкусно оформленными. Хочется не только познавать и узнавать, но и получать при этом эстетическое наслаждение. При наличии такого наслаждения и знания глубже лягут, и воспоминания еще долго именно питающее и укрепляющее воздействие оказывать будут. Но здесь уже .. по способностям стороны представляющей.
Конечно будем рады помощи в подборке материалов такого плана!
Pingback: Ежегодный семинар по живописи от Ангелики Кольбе. | Радуга