Игрушечный вопрос требует серьезного подхода. Особенно сегодня, когда рынок перенасыщен. Родители, в чьем детстве такого изобилия не было, просто теряются. Сделать выбор помогает специалист центра — Игра и игрушка — Елена Абдулаева.
В магазине игрушек глаза разбегаются от обилия и разнообразия товаров. Но не все эффектные вещи одинаково интересны и безопасны для малыша. Как грамотно подойти к покупке игрушек? На что обратить внимание при выборе? Есть ли какие-то способы определить качество «на глаз»?
Внимательно отнеситесь к материалу, из которого игрушка сделана. Хорошо, если в обиходе ребенка преобладают игрушки из естественных, натуральных материалов: дерева, ткани, глины, кости, шерсти и пр. Разно- образие фактур, нюансы естественных качеств (тяжесть–легкость, тепло–прохлада, шероховатость–гладкость) обогащают восприятие. Малышу интересно не только играть такой вещью, но и просто держать ее в руках, гладить, ощупывать поверхность. В отличие от искусcтвенных, натуральные материалы несут богатую информацию – они теплые, «живые», способные к изменению. Если игрушка деревянная, важно, чтобы все ее поверхности были тщательно обработаны. Если она цветная, стоит обратить внимание на качество окрашивания. Важно, чтобы краска ни в коем случае не «отколупывалась» (маленькие пальчики проделывают это виртуозно), лучше, если она не обволакивает дерево, а пропитывает его, позволяя чувствовать структуру материала. Такие игрушки сейчас есть, и их довольно много. Но если малыш норовит каждую вещь попробовать на зуб, то с окрашенными и лакированными игрушками лучше повременить.
А вот качество пластмассы или резины на глазок определить достаточно трудно. Выбирая игрушки из этих материалов, обязательно обратите внимание на запах. Дело даже не в том, приятный он или нет, – его не должно быть совсем!
ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ
Общеизвестно, что детям до трех лет нельзя предлагать игрушки, содержащие мелкие детали. Об этом (на этикетках) постоянно предупреждают производите-ли, и это совершенно разумно. Дело в том, что маленький ребенок еще не способен оценивать последствия своих манипуляций. Малыш экспериментирует с мелкими частями: ведь действительно интересно, сколько деталей мозаики войдет, скажем, в ноздрю? Естественно, родители должны понимать, что подобные опыты» потенциально очень опасны. На самом деле, играя в игру «войдет или не войдет», ребенок решает безусловно важные для его развития задачи на соотнесение по размеру и форме. Однако те же самые задачи можно решать и с использованием более крупных предметов. Скажем, перекладывая из одной кастрюльки в другую каштаны, кубики, яблоки.
Кроме того, выпускаются специальные игрушки, удовлетворяющие любопытство ребенка в этом отношении, – ящики с прорезями различной формы, к которым ребенок должен суметь подобрать соответствующие по форме и размеру детали.
БЕЗ ГИГАНТИЗМА!
Слишком крупные размеры игрушек также нежелательны. Сейчас в продаже есть много огромных мягких мишек, слонов и прочих зверюшек. Родителям, покупающим малышу такую «штуку», стоит представить себя на его месте: для ребенка такая игрушка соотносима с ним по росту, а то и значительно больше. А поскольку маленькие де- ти склонны одушевлять игрушки, малыш может в явной или скрытой форме бояться, скажем, огромного медведя, воспринимая его как потенциальный источник опасности. Если ребенок не в состоянии самостоятельно управиться с игрушкой (она слишком громоздкая или тяжелая), он чувствует себя рядом с ней маленьким и неумелым, этот масштабный подарок, скорее всего, останется невостребованным.
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ЦВЕТ
Здоровье органов маленького ребенка формируется в первые годы жизни под воздействием внешних впечатлений. Способность глаза различать цвета и улавливать нюансы зависит от того, каким образом питается эта способность, т. е. от собственно цветового окружения. Это не только оттенки отделки помещения и свет, но в том числе и материал игрушек. Для развития цветового восприятия более полезны тонкие цвета. Это не значит, что гамма должна быть бледной и пастельной, она может быть и насыщенной, но не неоновыми и фосфоресцирующими тонами, а спокойными – мягкими, природными.
Сейчас детям обычно предлагают игрушки основных цветов – синего, желтого и красного, а также зеленого – в самом ярком их варианте. Наверное, не стоит ограничиваться этим набором. Чем больше нюансов цвета в окружении ребенка, в игровом материале, тем полезнее это для развития его визуального восприятия. Подыскивайте игрушки разных оттенков, разной насыщенности цвета. Например, прозрачные цветные кубики или части мозаики, находящиеся рядом, создают новые и необычные варианты цвета, образуют красивые светотени и отблески. Это, конечно, обогащает восприятие ребенка.
ДВИГАЮТСЯ, ПОЮТ, СВЕРКАЮТ…
Поющие, мигающие, вращающиеся игрушки очень навязчивы. Они, конечно, привлекают внимание, но очень быстро надоедают, причем как детям, так и родителям, которые всерьез устают от постоянного повторения одних и тех же плохо записанных мелодий. С такими игрушками невозможно играть, все, что нужно сделать малышу – нажать на кнопку. И это не игра в полном смысле слова, а просто бессмысленные и однообразные манипуляции.
Сейчас производители предлагают для малышей так называемые «развивающие» панели – с рукоятками и кнопками, при нажатии на которые слышатся выстрелы, грохот, писк. Ребенок упоенно крутит ручки, а родители довольны тем, что он занимается самостоятельно. При этом взрослые не всегда задумываются, как на кроху воздействует этот шквал разрушительных звуков.
Бывают, конечно, игрушки и с тонким, мягким, мелодичным звучанием. Они могут быть полезны ребенку в год–полтора. Производя определенные действия, малыш слышит прямое следствие и запоминает звуки. Вспомните о нежности колокольчиков, звонкости треугольников, о том, как приятно самому стучать в большой барабан – тише и громче, быстрее и медленнее. Бубен, ксилофон, свистульки, дудки, маракасы – хороших музыкальных игрушек много, а главное, они требуют от ребенка активности, творчества, фантазии. Если ребенок будет просто наблюдать за тем, что делает кто-то рядом, это приведет к тому, что он сам делать ничего не сможет, его воображение и сообразительность не будут востребованы. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития воображения, и если в это время мы предлагаем ребенку игрушки, не дающие ему возможности мыслить творчески и самостоятельно, то он никогда не научится фантазировать и создавать что-то оригинальное.
ИГРУШКИ С АРОМАТАМИ
почему-то сейчас выпускаются в большом количестве – причем для маленьких детей (до года). Не считая того, что они могут быть просто небезопасны, – аллергия знакома многим не понаслышке, – запахи еще и совершенно неинформативны. Запах нельзя отключить или изменить, а следовательно, ничего нового с течением времени ребенок от такой игрушки получить не может (скорее, она ему быстро надоест). В плане развития ребенка ароматизированные игрушки скорее даже вредны – привычка к резким запахам нарушает способность различать нюансы.
МАГАЗИННЫЕ СЦЕНЫ
По моему глубокому убеждению, в магазин игрушек детей (по крайней мере, лет до семи) брать с собой нельзя. Это слишком большое искушение. Родители часто говорят: «Пусть сам выберет, что хочет», – а ребенок хочет все, и это совершенно нормально. К сожалению, игрушечная промышленность сейчас – это бизнес, в котором интересы детей стоят на последнем месте. Магазины завалены безграмотно сделанными и просто вредными вещами, агрессивно воздействующими на ребенка, – вещи просто требуют их купить! А ведь у малыша еще так мало опыта, на который он мог бы опираться при выборе. Перекладывание на ребенка принятия решения в том вопросе, в котором он некомпетентен, – своего рода свидетельство инфантильности родителей.
Обустраивая игровую среду, взрослые должны прививать детям вкус и привычку к хорошему. Когда такая база есть, они смогут лучше ориентироваться в море предлагаемых товаров. Кроме того, необходимо сформировать у ребенка понимание того, как именно он будет использовать те или иные игрушки. Покупать вещь лишь потому, что «такой у меня еще нет», абсолютно бессмысленно.
РАЗУМНОЕ КОЛИЧЕСТВО
Игрушек, наверное, должно быть такое количество, за которым сами родители в состоянии ухаживать. И игрушки должны быть организованы так, чтобы малыш понимал этот порядок: корзинка для мягких зверей, ящик для конструкторов и пр. – только так ребенок сможет научиться поддерживать порядок в личном пространстве. Ценные игрушки – фарфоровые куклы, вещи тонкой ручной работы – лучше приподнять повыше над «обыденным уровнем», это воспитывает уважение и бережное отношение к ним. Игрушки не должны быть свалены кучами: в идеале, у каждой куклы должно быть свое место, своя одежда. Игрушки для маленьких детей можно периодически менять, чередовать. После трех лет дети прекрасно помнят все свои игрушки.
Самое, пожалуй, важное– научить ребенка обходиться тем, что есть. Показать ему, как «из ничего» сделать что-то интересное (детям это по силам): игровые качества не зависят ни от цены, ни от имени производителя. Скажем, разумнее не покупать девочке пятнадцать кукол, а купить двух и вместе шить для них разную одежду – новый наряд сделает куклу и медсестрой, и лыжницей, и балериной.
Часто мамы говорят: «Мне не жалко денег, чтобы купить ребенку все, что он захочет». Безусловно, это так. Но не лучше ли вместо того чтобы с пеленок прививать детям страсть к бестолковому накопительству, научить их думать и созидать?!