Дифференцированное преподавание религии

Из материалов по вальдорфской педагогике: «Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штайнера.»

Многие считают, что в раннем детстве не должно быть никакого религиозного обучения и что в школе следует культивировать максимально «объективное» отношение к религии — когда-нибудь дети сами решат, станут ли они религиозными людьми или нет.

Мысленный эксперимент

Проведем мысленный эксперимент. Предположим, что господин и госпожа Мюллер придерживаются мнения, что их дети сами должны принять решение, интересуются они музыкой или нет. А потому они отказываются от всякого музыкального воспитания как от посягательства на свободу детей. Родители последовательно проводят свою идею на практике: граммофон, пианино и дедушкина скрипка продаются, губная гармоника летит в мусорный ящик, отец перестает петь в ванной комнате. Детей отправляют в школу, учителя которой придерживаются той же позиции. Правда, ученики узнают множество фактов из области музыки, ознакомятся с литературой, касающейся музыкальных стилей, эпох, великих композиторов и исполнителей, заучат кое-что из элементарной теории музыки. Запрещено только петь, играть на музыкальных инструментах и слушать музыку.

Дети Мюллеров вступают в период полового созревания, и у них начинают формироваться собственные интересы. В кругу товарищей, они не могут уклониться от того, чтобы не слушать разнообразную шлягер- ную музыку. Возможно, она им нравится — ведь в школе музыку преподавали так серо и скучно. Но вот путь к великой музыкальной традиции для них безвозвратно потерян. Если случайно где-нибудь в гостях они услышат по радио «Торжественную мессу» Бетховена или фортепианную сонату Моцарта, то это им покажется лишь набором бессмысленных, непривычных для уха звуков. Чета Мюллер, поступая так, руководствовалась уважительным мотивом — детям предоставлялась свобода. Но принятые меры оказали прямо противоположное воздействие — свобода была отрезана. Для детей это не повод жаловаться на своих родителей. У них даже нет представления о том, чего они лишились. Если кто-то, не задумываясь о тактичности, начинает расспрашивать их об отношении к какому-то композитору или к музыкальному стилю, то они обычно отвечают пожатием плеч: «Я не разбираюсь в музыке».

Если бы идеи семьи Мюллер привились в большом количестве домов, одновременно проникнув и в централизованно управляемое школьное образование, то последствия для культурной жизни страны стали уже очевидны не позже, чем через два поколения: концертные залы были бы почти пустыми, музыкальные магазины практически закрылись бы, большинство музыкантов вынуждено было бы подыскивать себе другую работу. Произошли бы глубинные изменения в существовании многих людей, так как это был бы конец целой музыкальной культуры, которая создавалась в течение многих столетий. Короче говоря, совершись это, мы оказались бы в положении, сходном с тем, какое мы фактические имеем в области религии.

Религиозные начала

Описанный выше мысленный эксперимент, безусловно, абсурден, но он все же обнажает существо проблемы. Мы прекрасно знаем, как бережно надо относиться к задаткам ребенка, чтобы они могли развиваться и переросли в способности. В сфере мыслительной жизни эта связь исследована особенно хорошо. Доказано, что родители оказывают очень сильное позитивное влияние на развитие интеллекта своих детей, если в течение первых лет жизни много с ними играют, разговаривают. Никакому психологу не могло бы придти в голову посоветовать родителям отказаться от активного общения с детьми, чтобы они сами, став взрослыми, решали, хотят ли они стать «интеллектуалами» или нет.

Как много сегодня в сфере религии людей равнодушных: «Меня не беспокоит, есть ли Бог или нет». Как много неудовлетворенных: «Я бы так хотел молиться высшей силе, но для меня это невозможно». Эти люди стали такими не оттого, что, например, к религии у них не было никаких наклонностей, а потому, что воспитание в этой области было упущено.

Никто не станет отрицать, что обучение в ранние годы пению или игре на флейте не исключает в будущем свободный выбор своих музыкальных интересов. В действительности, ранние занятия музыкой, если они превращаются в само собой разумеющееся дело — единственный путь, гарантирующий свободу выбора. Только тогда дети позже смогут стать музыкантами- профессионалами или любителями, когда научатся слушать или исполнять музыку. Только познакомившись с музыкой, они получат свободу на собственную точку зрения и смогут самостоятельно судить о концерте или игре.

Нет причин как-то иначе подходить к вопросу о религии. Существенная разница между этими проблемами состоит все же в том, что, как показывает опыт, развитое религиозное чувство имеет гораздо большее значение для практической организации жизни человека, чем, например, музыкальное. Не дать детям приобрести религиозный опыт — значит гораздо больше вторгнуться в их жизнь, чем лишить их всех музыкальных переживаний.


Мотив религиозной свободы

Свобода совести не может быть полной, если она не включает право и возможность стать религиозным.

В этой связи становится актуальной такая проблема: можем ли мы рекомендовать родителям-атеистам позволять своим детям еще в дошкольном возрасте участвовать в религиозных отправлениях, например, молиться вместе с другими детьми, предоставляя им таким образом в будущем возможность для свободы выбора?

Постановка вопроса абстрактна. Такой способ действия был бы глубоко нечестным. Из всех неправд, от которых можно было бы уберечь детей, эта одна из худших. Для того, кто сможет постичь антропософский способ познания человека и примет его, уважение к элементарным жизненным фактам будет становиться все более само собой разумеющимся: взаимосвязь между всей атмосферой дома и существом ребенка предстанет перед нами осмысленной и не сможет быть оценена с точки зрения личных позиций — ни у кого нет права прикасаться к ней грубыми руками.

Кто видел атеистические семьи, где царят хорошие взаимоотношения между родителями и детьми и, наоборот, религиозные, где человеческие отношения запущены и фальшивы, тот не должен на основании отдельных случаев делать обобщения.


Из практики вальдорфской школы

Позиция, которую обычно занимают вальдорфские школы в отношении религиозного воспитания, продиктована жизненными потребностями родителей и детей.

Когда в 1919 г. была основана первая вальдорфская школа, Рудольф Штейнер решил отдать специальное преподавание религии в руки представителей католической и лютеранско-протестантской церквей, в соответствии с желанием и вероисповеданием родителей. Но одновременно он стремился, чтобы дети, чьи родители не были связаны какой-то определенной конфессией, имели бы особую форму религиозного обучения, направленную на удовлетворение специфических потребностей каждой возрастной ступени. Так было организовано «свободное христианское религиозное преподавание».

Подобные способы с учетом местных культурных условий, практикуются во многих странах. Каждой религиозной общине предоставлена возможность вести обучение основам религии в рамках учебного плана школы или в свободное время, по желанию родителей. При этом родителям настоятельно рекомендуется разрешать детям участвовать в каком-либо виде религиозного обучения.

Представители различных религиозных общин совершенно свободны в организации обучения основам своей веры. Конечно, было бы желательно как-то согласовывать с другими учителями формы общения с детьми. Одни «посторонние» преподаватели Закона Божия с охотой завязывают контакты со школой, так как считают, что и в рамках всего остального обучения неконфессиональным образом проявляется забота о религиозных наклонностях детей, другие предпочитают приходить и уходить, не привлекая к себе внимания. Хотелось бы подчеркнуть незаменимую педагогическую значимость истинно религиозных занятий, которая заключается в том, что у детей стимулируется стремление к душевному самоуглублению, к самосовершенствованию, к внутреннему возвышению. Сочетание самовоспитания молодежи с благоговением перед высшим миром оказывает на нее положительное воздействие.


И
з учебного плана свободного христианского религиозного преподавания

В вальдорфских школах принято свободное христианское религиозное обучение. Как и конфессиональное обучение, оно находится вне общего распорядка школы и, в определенной мере, ведется как частное обучение в ее рамках.

Основа — христианская, без всякой связи с конкретным вероисповеданием. Ученики должны определить собственную позицию в религиозных вопросах, которую они смогут разумно занять, начиная с пубертатного периода. С первого по четвертый класс преподавание строится на основе рассказов, побуждающих почитать Господа Бога, Божественное в природе и способствующих развитию таких человеческих качеств, как благодарность, любовь к правде, уважение к людям, готовность помочь им. В классах с пятого по восьмой учитель привлекает рассказы из Евангелий и биографии исторических личностей, относящихся к различной культурной и религиозной среде. Биографии служат примером того, как можно решить собственные жизненные проблемы. В классах с девятого по двенадцатый обучение основывается на описаниях из истории религии и церкви, причем специальное место отведено представлениям нехристианских религий. Названные возрастные границы не всегда могут строго соблюдаться; так, вполне можно начать давать биографические описания уже в четвертом классе, если для этого сложилась благоприятная атмосфера или этим заинтересовались отдельные ученики. Один раз в неделю для детей устраивается религиозное действо, которое ввел Рудольф Штейнер. Это «Воскресное действо» для детей до восьмого класса, «Молодежный праздник» для девятых-десятых классов и «Праздник жертвы» — для старших. Конечно, участие в них дело сугубо добровольное. На праздниках разрешается присутствовать родителям.


Принцип терпимости

Однажды на уроке свободного религиозного обучения в девятом классе один из учеников спросил, какая жизненная позиция преобладает в кругах Свободной церкви. Учительница начала отвечать, и вдруг один из ребят, сидевших в самом конце класса, стал, оживленно жестикулируя, показывать на своего товарища, сидевшего на одной из первых парт, который происходил из семьи, принадлежащей к Свободной церкви. Сам он был скептически настроен к религии, его мировоззрение было расплывчатым, но, очевидно, он боялся, что учительница может сказать нечто такое, что обидит или оскорбит его одноклассника.

В связи с этим возникает вопрос, нет ли опасности, что дифференцированное религиозное обучение, которое проводится в вальдорфских школах, может привести к нездоровой групповщине или даже к взаимной нетерпимости?

Если проработать несколько лет в подобной школе, то очень часто сталкиваешься с ситуациями, похожими на описанную выше. Важен основной принцип. Терпимость, душевная позиция, сочетающая в себе уважение к другим людям и понимание их мировоззрения, характеризующие Рудольфа Штейнера, относятся и к числу самых сильных побудительных импульсов для его последователей. Одно из главных положений его «Философии свободы» таково: «жить в любви к действию и давать жить, понимая чужое желание — это является основной максимой свободного человека» (Глава IX, «Идея свободы»).

Тот же мотив определяет и суть вальдорфской педагогики. Особенно ясно он прозвучал в прочитанном Штейнером курсе чешским и немецким учителям в апреле 1923 г. В одном из докладов (от 23.04) коротко сформулированы социальные цели вальдорфской педагогики: стоит подумать о последствиях, вытекающих из двух положений — приверженность собственной позиции и понимание позиции других.

Только из такого подхода вытекает способность людей к социальному сотрудничеству. Но никаким внешним давлением не добиться этого. Желание взаимодействовать должно исходить из глубины человеческой души. Когда, разделившись на разные религиозные группы в соответствии с пожеланиями родителей, ученики вместе с учителями расходятся по своим классам, мы видим, как на деле осуществляется принцип терпимости, и это формирует такую же позицию у школьников. Происходящий при этом процесс необычайно современен. Пытаться затушевать принципиальные различия в образе мыслей людей или проигнорировать их — ни к чему не приведет. Единственное, что мы должны — научиться понимать точку зрения других людей, уважать их принципы и благодаря этому жить друг с другом в полном взаимопонимании.

Примечание редактора сайта:

Как относятся в школе «Радуга» к религии (из раздела Вопросы-Ответы):

И всё же, что мы говорим детям о религии? Мы придерживаемся всестороннего подхода в освещении этой темы. Как развивался человек? Какие этапы он проходил в познании себя и Бога? Ведь были мифы, легенды, язычество. Мы стараемся, чтобы ребёнок прожил все то, что довелось пережить нашим предкам.

Разговор о Библии начинается в третьем классе. Для нас важно, чтобы ребёнок умел высказывать свое мнение и с пониманием относился к другим людям, у которых другое мнение и другое вероисповедание. Нам близко понятие толерантности, получившее сегодня в мире широкое распространение.

Вальдорфская педагогика родом из Германии. В этой стране – особенно 100 лет назад – основной религией был католицизм. Сегодня вальдорфские школы созданы в более чем 60 странах мира. И, конечно же, в них, в первую очередь, опираются на традиции страны, в которой живёт и развивается школа.

Например, мы в России с радостью присоединяемся к нашим русским праздникам, часть из них – православные. Поэтому в преддверии их, уже с первого класса, мы рассказываем детям о главных евангельских событиях.

Мы не читаем с детьми молитвы. Мы можем рассказать о молитвах в соответствующей теме урока, можем даже разучить, разобраться в словах, но это скорее, чтобы дети ЗНАЛИ об этом. Молиться с детьми – это совсем не наша задача.

Молитва – это дело интимное. Каждый человек сам выбирает с какими словами, когда и как ему обращаться к Богу. И также это дело церкви. Мы, вальдорфская школа, учебное учреждение. Слова, которые мы произносим перед едой, в начале урока – это изречения. Наполненные смыслом фразы.

В каждом классе могут быть дети из семей разных вероисповеданий. Это уже мы стараемся учитывать индивидуально.

Среди учителей школы нет противников христианства.