Знаете, друзья, как часто слышим мы вопрос: «Зачем нам, в России, для наших детей немецкие идеи воспитания столетней давности?»
Мы представляем здесь ясный и подробный ответ классного учителя 8 класса вальдорфской школы «Радуга», Анастасии Владимировны Елисеевой:
«Основатель вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер создал свою школу на принципах гуманистической педагогики – воспитание ребенка в роли полноправного, сознательного и активного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося в меру своих возможностей и способностей.
Эти идеи вдохновляли лучшие умы педагогического сообщества во все времена, но именно Штайнер смог оформить их в единую систему. К слову сказать, когда Рудольф Штайнер представил в Германии новый подход в педагогике, его упрекали в том, что его взгляд совершенно «негераманский».
Особенность вальдорфской методики в том, что, родившись в Германии, она не принадлежит определенному социальному классу или национальности, поэтому и получила распространение во всем мире. Вальдорфские школы — это живой организм, который постоянно растет и изменяется. Попадая на разную культурную и национальную почву, эта методика впитывает и претворяет в жизнь традиции именно той страны, в рамках которой существует.
Важно отметить, что в направлении гуманистической педагогики работали и лучшие умы российской педагогики: Толстой Л.Н., Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А. Вот несколько цитат выдающихся педагогов, чьи мысли перекликаются с идеями вальдорфа:
• В1915 году (!) русский педагог П. М. Луговской: « Система учения, построенная на чередовании предметов в школьном расписании (что сохранилась и по сей день), «не дает возможности углубляться и вдуматься ни в один из них, прививает привычку к накоплению механически наслоенных знаний, без усвоения их».
• Выдающийся педагог и мыслитель С. Соловейчик: «Обращаясь лишь к памяти и сообразительности, можно учить большую часть детей, но, если вы хотите учить всех, вы должны видеть ребенка в целом».
• Сухомлинский в 50-е г. ХХ в. также утверждал: «…нужно не сообщать истину, а открывать ее».
• Амонашвили Ш.А.: «Педагогика должна быть экологически чистой, т. е. «несиловой».
В 20 веке явно ощущалась необходимость преобразования педагогической системы. Так, почти одновременно со штайнеровской педагогикой возникли системы Монтессори, школа Френе и многие другие.
И в заключение. Можно задаваться разными вопросами, например, зачем нам греческие идеи двухтысячелетней давности, зачем Архимеды, Платоны и Сократы, которыми до сих пор мучают современных детей? Дело, на мой взгляд, не в том, кто и когда изобрёл и придумал педагогическую систему, важно то, как она влияет на современных детей, отвечает ли задачам, которые ставит перед человечеством время.»