Живое слово

Из материалов по вальдорфской педагогике: «Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штайнера.»

Попробуем оценить собственный опыт реалистически. Вряд ли можно представить себе школьника, который бы сказал: «Я раздобыл такой прекрасный учебник по этому предмету, что теперь смогу гораздо больше узнать», или «такой плохой, что у меня пропала всякая охота учиться». Гораздо чаще можно слышать: «В этом году у меня был потрясающий учитель, мы так много узнали нового, как никогда», или: «Терпеть его не могу, никакого интереса к его предмету не испытываю и ничего нового в этом году не изучил». Этот закон справедлив не только применительно к младшим классам вальдорфских школ, он общий и базируется на самой природе ребенка. Можно придумать самые технически совершенные вспомогательные средства, создать превосходные учебники, но это несравнимо со значением личности учителя, его способностями и самоотдачей.

В вальдорфских школах очень серьезно относятся к действию этого закона. Учитель преодолевает опасность субъективизма тем, что, отказываясь от личного, отдает все силы тому, чтобы пробудить интерес к предмету. Но для достижения этой цели он должен уметь сделать действенным живое слово. Ценность такого слова настолько велика, что в первые годы обучения наблюдается решительный отказ от учебников, к ним сдержанно относятся и в старших классах.

Ни в одном учебнике нельзя отыскать тот лейтмотив эпохи, который, проходя сквозь нее, спрессовывал бы учебный материал в единое целое, чтобы он содержал и стадии подготовки, кульминации, завершения и перехода к следующей эпохе. Этот лейтмотив выбирается каждым учителем с учетом своего класса, в зависимости от того, какое воспитательное воздействие он думает оказать на учеников. Свои знания он черпает из многих источников, а их педагогическое воздействие он постигает из науки человековедения.

Книги используются как материал для чтения, сопровождающий основной учебный курс, но предпочтение при этом отдается оригинальным работам, обладающим художественной или научной ценностью. Конечно, нельзя обойтись без книг для чтения при изучении иностранного языка. Но и в этом случае следует предпочитать оригинальные поэтические произведения специально составленным школьным заданиям.

Готовя устный рассказ, учитель тщательно отбирает материал, принимая во внимание специфические отношения, сложившиеся внутри класса, его состав и даже ориентируясь на отдельные индивидуальности. Если учитель проявит достаточное усердие и изобретательность, то найдет объективные ответы на актуальные вопросы и проблемы. Благодаря активной деятельности педагога, обучение носит живой характер, что позволяет сотрудничать ученикам различной степени одаренности и различной направленности талантов.

Тем педагогам, которые боятся проявить субъективное настроение, можно предложить рекомендации из личного опыта. Во время подготовки к уроку учитель может быть подавлен, утомлен или находиться под впечатлением личных переживаний, но, переступив порог класса, он должен оставить за дверью все личное и, находясь перед детьми, забыть свое «Я» и думать только о предстоящей работе. Тогда в процессе урока он черпает вдохновение из сфер, находящихся за пределами его собственной личности. Он набирается сил, позволяющих ему чередовать глубочайшую серьезность с юмором, напряжение с расслаблением; регулировать нарастание личностного участия учеников со спадом их активности.

Будучи людьми современными, мы часто не доверяем «чувствам», говорим скептически об эмоциях и противопоставляем им желаемую объективность. Но в период, предшествующий половому созреванию, ребенок нуждается в интенсивной душевной деятельности, ему хочется проникнуть во взаимосвязь вещей, выходящих за пределы его знаний, у него развивается интерес к окружающему миру. Если учитель проявит себя по отношению к детям как человек, наделенный способностью к переживаниям, но сдержанный в своих чувствах, то ему удастся пробудить в них «прочувствованную жизнь» — у неравнодушного учителя будут неравнодушные ученики. Разве это — не одно из важнейших последствий обучения и воспитания?

Ведь способность к общей радости, состраданию, сочувствию лежит в основе всех социальных ценностей. Именно живое слово, идущее от человека к человеку, в наш век расцвета техники и средств массовой информации может стать действенным методом воистину общественного человеческого воспитания.