Уроки рукоделия и ремесел

Из материалов по вальдорфской педагогике: «Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штайнера.»

Посетитель вальдорфской школы, осматривающий многочисленные помещения, предназначенные для преподавания ручного труда, замечает, что и мальчики, и девочки, как правило, заняты решением одних и тех же задач. У него также складывается убеждение о значимости той роли, которая отводится этим предметам в рамках всего обучения.

Определение цели

Организуя занятия разными видами ручного труда, мы ориентируемся на искусство и ремесло, с которыми они близко, и лишь в качестве побочной функции выступает подготовка человека к его возможной практической деятельности в будущем.

Воспитательное значение выдвигаемых целей простирается гораздо дальше. Оно неоспоримо, и когда-то было определено Рудольфом Штейнером так: «Достаточно понять, что невозможно непосредственно приступить к формированию интеллекта, даже если поставить перед собой такую цель. Необходимо отметить также, что люди, не умеющие ловко владеть пальцами рук, обладают столь же «неловким интеллектом», лишены гибкости идей и мыслей. В то же время те, кто владеют точными движениями, способны иметь гибкое мышление, проникать в суть вещей.

Только так можно по достоинству оценить важность развития внешних сторон деятельности человека, поскольку именно из всей совокупности его внешних умений и вырастает интеллект как целое» (Доклад 26.04.1920). Иными словами, благодаря занятиям рукоделием и ремеслами удается подготовить человека к включению воли в мыслительный процесс.

Вверху: Куклы — образ человека.
Посредине и внизу: «Жесты» животных, в связи с уроками по зоологии, дают очень яркое впечатление.

«Мягкая» ручная работа

В первом классе дети учатся вязать на спицах, во втором — крючком; по мере того, как они овладевают этими умениями, можно предлагать им изготовлять одежду для себя и для других; в седьмом и восьмом классах они продвинутся уже настолько далеко, что смогут сшить на швейной машине рубашку, платье, штаны или подобные изделия. Разумеется, мальчики, особенно в годы, предшествующие половому созреванию, выполняют задания, требующие приложения физической силы (например, изготовление изделий из кожи, плетение корзин). Стремление к созиданию художественных форм, пусть даже самых простых, пронизывает все обучение, но наиболее отчетливо это выражается в изготовлении игрушек, которые школьники начинают делать примерно с пятого класса.

В свою работу они переносят то, что узнали на уроках о животных. Однако выражение лиц, например, у кукол и все их пропорции могут быть гораздо менее согласованными и менее детализированы, чем у реальных животных.

Лепка и вырезание по дереву

Особенно удается детям передать своеобразие различных животных в глине и в дереве.

Занимаясь лепкой, человек решает совершенно особые художественные задачи: можно достичь выразительности в деталях, но предстоит еще в определенном порядке объединить их в целое. Пластика выполняемой скульптуры должна передавать то, что характерно для целостного облика животного.

Работая с глиной, мы все время можем добавлять новый материал. Совершенно закономерно, что в первую очередь мы приступаем к созданию выпуклых форм. При вырезании по дереву происходит обратное — мы убираем лишний материал, приоритет отдается работе над вогнутыми, углубляющимися формами.

Чтобы научиться делать это самостоятельно, требуется определенное волевое усилие. Мы видим, как находит выход скопившаяся в ребенке энергия, когда, предположим, двенадцатилетний школьник начинает пользоваться стамеской и ножом, вырезая что-либо из необработанного куска дерева. Вырезать по дереву обычно начинают в шестом классе. Любому ученику раньше или позже предстоит совершить важное открытие: материал сопротивляется, у него есть собственная воля.

Если не проявить достаточного «уважения» к своеобразию каждой породы дерева, будь то твердый дуб или мягкая липа, оно может треснуть. Нужно также быть внимательным к неровностям поверхности (ветви, наросты и т. п.), и если пустить в ход фантазию, то неоднородность материала удастся использовать в художественном плане. Тому, кто хочет вырезать ложку, нужно быть очень осторожным, чтобы одним единственным неловким ударом стамески не испортить всю выемку.

Здесь мы подошли к решающему моменту в работе. Если школьник при первой же неудаче будет бросать прочь куски дерева, то вновь и вновь, оказываясь в одной и той же ситуации, он будет повторять одну и ту же ошибку и никогда не овладеет навыками аккуратной работы, а может быть, и никогда не завершит ни одного изделия.

Если же учителю удастся добиться, чтобы он довел свою, пусть даже не во всем удачную, работу до конца, то этим будет завоевана значительная моральная победа. Увидев какую-нибудь крохотную ложечку с несоразмерно большой ручкой, вы поймете, что, скорее всего, за ней стоит подобная история.

Вверху: Начало лепки — путешествие в страну пространственных форм (8 класс, Штутгарт).
Посредине и внизу: Из игры едва намеченных жестов возникают фигурки животных (8 класс, Штутгарт).

Свободное художественно творчество

В течение четвертого и пятого годов обучения ремесленная работа все более становится свободным художественным творчеством. Рудольф Штейнер придавал большое значение поощрению самостоятельного творческого начала: «Ребенок должен работать по своей воле, а не потому, что кто-то заставляет его это делать… По собственному опыту мы знаем, что если процесс обучения обращен к жизни, то дети черпают побуждения к работе в самих себе» (Доклад 23.08.1922). Учитель, естественно, присутствует при работе учеников и организует их деятельность. Его основная задача состоит в том, чтобы помогать детям осуществлять их собственные замыслы.

Красота и механика

Решая художественные задачи, ребенок вначале как бы исподволь, а затем все более сознательно начинает постигать проблемы, с которыми сталкивается современный человек.

Индустриальный век научил нас более или менее автоматически отличать произведения искусства от предметов чисто практических. Первые обычно выполнены вручную и должны быть «красивыми», вторые, как правило, изготовлены фабричным способом и, в первую очередь, должны быть «практичными».

Дизайнеры и технологи, которые придают определенную форму предметам повседневного обихода, стремятся соединить эти противоположности. В процессе индустриального производства происходит такое количество наслаивающихся друг на друга изменений, что постоянно возникают новые задачи. Может быть, наиболее отчетливо грандиозность возникающих проблем проявляется в архитектуре. Однако и в других, самых разных областях мы постоянно сталкиваемся с подобными проблемами и задаем себе один и тот же вопрос: можно ли создать не только технически рациональные, но и соответствующие потребности человека, т. е. красивые населенные пункты, средства передвижения, рабочие места?

Чтобы достичь в этом прогресса, недостаточно одних заинтересованных в деле профессионалов, требуется также изрядное число неравнодушных дилетантов, готовых принять на себя часть расходов, связанных с обустройством жизни.

Благодаря усилиям любящего искусство преподавателя ручного труда школа может внести существенный вклад в формирование нового отношения к роли искусства в обществе.

Лет в двенадцать наступает период, когда дет все больше начинают разбираться в технике. Теперь, если ребенок задумал сделать какую-нибудь игрушку вроде гнома с топориком, ему придется проявить свой изобретательский талант как в технической, так и в эстетической области.

В последующие годы круг решаемых задач все более расширяется. Это ведь такая область приложения трудовых усилий, в которой нет пределов возможного.

Тому, кто обладает развитым ощущением, дерево само подсказывает, как его лучше обрабатывать.
Вверху: Становление приспособления для штопки (6 класс, Марбург). Середина: Не все ложки таковы, как задумывались.
Внизу: Свободно выбранные очертания предметов, форма которых обусловлена свойствами дерева.

Работа по металлу

Если есть необходимые условия, то очень важно, чтобы молодые люди научились обрабатывать не только ткани, глину и дерево, что они делали до сих пор, но и более прочные материалы, например, металл. Подросткам обоего пола может показаться интересным и захватывающим решать задачи, возникающие в ходе этого вида работы.

Ознакомимся с текстом одной записи от руки, сделанной в рабочей тетради: «…берем в качестве болванки кусок металла с выпиленными по нему ребрами; выбиваем на ней молотком складки до тех пор, пока она не станет похожей на форму для выпечки кекса. Затем преобразуем болванку — сделаем ее поверхность ровной, а складки выровняем молотком. После этого нагреем ее, пока она достаточно не раскалится. (Если мы работаем с серебром, то при накаливании оно должно стать белого цвета.) Когда мы снова приступим к выбиванию складок, лучше делать их не на том месте, где они уже были. Этим способом можно довольно быстро придать болванке желаемую форму».