Первые три года

Материалы по вальдорфской педагогике: «Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штайнера.»

Первые три года имеют уникальное значение для всей последующей жизни ребенка. Наше сознание может не сохранить о них воспоминаний, но факт остается фактом — эта ушедшая из памяти эпоха продолжает существовать в нашем бытии, в нашей судьбе. Никогда больше мы не будем столь подвержены впечатлениям окружающего мира. Никогда больше мы не сможем так отдаваться во власть процессов, протекающих в нашем собственном теле. Никогда больше, даже в результате упорных упражнений и напряжения силы воли, нам не удастся овладеть столь же фундаментальными способностями, которые можно потом применять изо дня в день на протяжении всей жизни, как ходьба, речь и мышление.

Ходьба, речь и мышление

К числу важнейших задач, входящих в обязанности всех людей, занятых воспитанием детей и уходом за ними, отводится умение наблюдать и понимать то, что собственно происходит, когда дети овладевают первыми элементарными способностями. Осознав это, взрослый человек должен набраться сил, чтобы выполнять самые необходимые для ребенка вспомогательные действия: проявлять терпение, с нежностью излучать тепло, быть разумно предусмотрительным, подбадривать его. В этом ребенок, как в атмосфере для жизни, нуждается не меньше, чем в гигиене.

Процесс ходьбы напоминает нам о таком физическом явлении, как земное притяжение: вытянутая форма нашего тела с расположенным высоко наверху центром тяжести, и незначительная несущая поверхность стоп, казалось бы, делают
не такой уж очевидной нашу способность стоять и ходить. Чтобы обрести вертикальное положение, цепочка позвонков складывается в колонну, а нам при этом приходится заниматься довольно сложным балансированием. Когда дети приблизительно в возрасте одного года начинают замечать эту обретенную способность, их охватывает глубокое удивление. Выражение триумфа на лице — не только отражение рефлекса радости, ощущаемой при этом событии взрослыми. Восторг идет изнутри и торжествующе свидетельствует — только что происшедшее, действительно, является одним из величайших мгновений человеческой жизни.

Теперь организм ориентируется на постижение глубины пространства.
В более позднем возрасте мы можем распознать человека непосредственно по его осанке, походке, жестикуляции, что свидетельствует о том, насколько ярко проявляется его сущность в движениях. Скрытая тайна воли становится зримой. Следующая фаза развития наступает обычно спустя несколько месяцев. Новое разностороннее восприятие широты окружающего мира способствует проявлению глубоко заложенной в человеке потребности. Ребенок шествует вперед, подобно Адаму в раю, и называет вещи своими именами. Звуки вожделения и удовольствия, невыразимые впечатления боли и радости, а также упорные упражнения ребенка в лепете начинают складываться в осмысленные единства. За короткий период, всего за полгода, он часто выучивает много сотен слов. В возрасте трех-четырех лет детям уже доступен ряд запутанных грамматических законов, логическое значение которых прояснится для них гораздо позже. Дети практически безупречно используют род, число, падеж и время, образуют степени сравнения прилагательных и употребляют главное и придаточное предложения.

Никогда в жизни им не удастся больше так быстро и легко постичь любой язык.
Через речь раскрываются связи человека с вещами и самой сутью его окружения, корни ее — в чувстве. Вместе с речью пробуждается сознание. Когда двухлетний ребенок, сидя за обеденным столом, смотрит вокруг себя, и выкрикивает: «Папа ложка, мама ложка. Тетя ложка, Катя ложка — все ложка», он совершает огромное открытие: у всех ложек есть нечто общее, заключенное в наделении именем, в тайне слова — понятие. Если овладение прямохождением и членораздельной речью — события, происходящие в физическом мире, отличающиеся определенной драматичностью, то первые попытки мышления свидетельствуют о первичной способности отвлекаться от физического явления, о зарождении способности концентрироваться и погружаться в самого себя. Немецкий детский психолог Э. Келер очень тонко описала ребенка двух с половиной лет в первый момент размышления: «Когда А. что-то не совсем понимает и погружается в размышления, она тихонько останавливается и складывает руки за спиной; глаза расширены и смотрят вдаль, рот немного сжимается, ребенок молчит; часто после такого напряжения наступает небольшое утомление, но никаких внешних проявлений нет — природа заботится о разрядке». Мышление как бы открывает дверь ко всякому опыту сознания и самосознания, это самое верное, имеющееся у нас средство сохранить ориентацию и бодрственность в этом мире. Овладение новыми способностями (хождением, речью и мышлением) происходит в различные для каждого ребенка сроки; родителям не следует переживать, если что-то здесь задерживается. Надо побеспокоиться только тогда, когда не соблюдается их последовательность. Цель всякого воления предстоит перед нами в состоянии бодрствующего мышления. Когда же мы отдаемся во власть какого-либо чувства, то оказываемся в состоянии, сравнимым со сновидением. А поскольку волю наше сознание не схватывает, и по отношению к ней, можно сказать, наше сознание глубоко спит; то дети с сильной, но еще не проработанной, лишь подспудно живущей волей могут казаться как бы «сонными» и в первые годы жизни развиваться поразительно медленно. Они ее демонстрируют позже, иногда уже став взрослыми. Некоторые дети не хотят подвергаться никакой критике или оказываться в смешном положении, поэтому они долго не могут начать говорить. Но в один прекрасный день оказывается, что они способны выражать свои мысли почти без ошибок и со значительным
словарным запасом.

Ходьба, речь и мышление следуют одно за другим. Жесты и моторика участвуют в образовании языкового центра в мозге и влияют на устройство последнего. Эта взаимосвязь становится заметной при переучивании левшей. Если слишком
жестко переводить ребенка с левой руки на правую, он может начать заикаться.

Жизнь — это прежде всего движение, и оно переносится в план речевой моторики. Поэтому воспитатель обязательно должен учитывать три условия: обучая ребенка ходьбе, сопровождай свою помощь любовью; когда учишь его говорить, позаботься об искренности; не запутывай ситуацию необдуманными указаниями, сохраняй ясность собственного мышления, помни , что «подлинной причиной нервозности современного цивилизованного человека является спутанность в окружении ребенка, внесенная неясным мышлением» (Штейнер Р. Доклад 10.08.1923).

Собственно говоря, единственное, что может вызвать у нормальных, здоровых детей серьезные нарушения в развитии — недостаток контактов с другими людьми. Если дети растут не в семье, а в различных специальных заведениях, то чаще всего они позже научаются сидеть, ходить, говорить и думать. Недостаток общения может затормозить или нарушить весь ход их развития.

Утверждение о врожденности «шагового рефлекса» человека опирается на следующее наблюдение: если новорожденного приподнять так, чтобы верхняя часть его тельца была наклонена немного вперед, а ножки опирались бы на ровную поверхность, то он попытается сделать несколько шагов. Но известен и противоположный факт: эта реакция постепенно стирается в течение первого полугодия жизни. Сначала у ребенка вырабатывается способность держать головку и ползать, сидеть и стоять, а потом уже он начинает заново учиться искусству передвигать ноги вперед по полу. Альфред Ничке исследовал девочку в возрасте примерно трех лет с очень своеобразной манерой ходьбы (в остальном не отмечалось никаких болезненных отклонений). Выяснилось, что она имитировала движения своего отца, который из-за неподвижного тазобедренного сустава пользовался протезом. По наблюдениям, сделанным в одном детском доме в Тегеране, где за детьми ухаживало слишком мало взрослого персонала, 60% годовалых ребят не умели сидеть, а 84% трехлетних — ходить. Ребенок, не имеющий возможности подражать людям с правильной походкой, как и волчьи дети, не сможет научиться прямохождению.

Даже если мы знаем, насколько подражание для развития маленьких детей важнее всего остального, на практике нам часто недостает терпения или мужества, чтобы построить воспитание на этом принципе. Вместо этого мы пытаемся вмешиваться в развитие ребенка совершенно иными средствами.

Ненужное вмешательство

Маленькие дети достойны любви. Много милых и забавных вещей, которыми мы их развлекаем, сознательно или неосознанно, превращают наше общение с малышами в процесс воспитания и влияют на них в определенном направлении. Например, мы протягиваем ребенку свои пальцы и тем самым помогаем ему учиться сидеть и ходить. Однако если мы начнем опережать события и станем так поступать, не дождавшись, пока его кости и мышцы окрепнут и смогут выдерживать соответствующую нагрузку, то в результате может произойти искривление костей и позвоночника.

Можно также наблюдать, как взрослые, движимые педагогическим тщеславием, покупают своему ребенку специальную книжку с картинками, чтобы заставить его за короткое время вызубрить максимально возможное количество новых понятий или начинают в разговоре с ним лепетать «по-детски», потому что им кажется
очень милым, когда слова звучат неотчетливо. В действительности же подобными действиями мы задерживаем нормальное развитие детей. Чтобы этого не было, им нужно иметь пример подлинного языка, который служил бы ориентиром развития их собственной речи. Нередко и сами дети не выказывают восторга по поводу чересчур инфантильных выражений. Одна преисполненная благих намерений тетушка при малыше лет трех называла собаку звукоподражанием «гав-гав»; ребенок долго и мрачно молчал, а потом сухо промолвил: «Вооб- ще-то, это собака!».

Пусть ребенок спокойно болтает в положенное ему время на своем восхитительном, полном языкового творчества детском языке — подражание выведет его на правильный путь. Однако взрослому не следует искажать свою речь. Надо стараться избегать сентиментальности и всяческого кривлянья в разговоре.

Когда ребенок слышит правильную, культурную речь, он легко воспринимает ее достоверность, ясность, образную силу. А это не только обогащает его душу, но и способствует развитию речевого аппарата.

Можно ли обходить запреты?

Существуют разные мотивы, по которым мы позволяем себе необдуманно вторгаться в жизнь ребенка.

Из-за маленьких часто возникают огромные сложности. Матери нередко становятся измученными, а помощи им ждать не от кого. В нашей непростой повседневной жизни сплошь и рядом приходится иметь дело с хрупкими или даже опасными вещами. Как нам постараться предотвратить возможные попытки малышей стянуть скатерть со стола, унести книгу с полки, зажечь спички, окурки или завести машину, если мы случайно оставили ключ в зажигании? В наши дни уже не только одним психологам понятно, что постоянные запреты и предостережения могут заглушить, а в ряде случаев и навсегда парализовать инициативу ребенка. Разумеется, следует принимать меры предосторожности: закрывать розетки предохранительными крышечками, по возможности убирать с глаз все хрупкие и опасные предметы. Но и таким способом нам не удастся полностью избежать риска; кроме того, мы сделали бы бедной и неестественной жизнь в квартире, удалив за пределы досягаемоссти ребенка все неподходящие для него предметы. Было бы также непростительно позволить детям обращаться с оставшимися предметами, как им заблагорассудится.

Учитель вальдорфской школы Эрих Га- берт приводит в своей книге «Наказание в самовоспитании и в воспитании ребенка» пример того, как следует выбирать стратегию собственного поведения, соответствующую определенной стадии развития ребенка. Так, чтобы ребенок не обжегся о горячую печку, «за несколько недель до того, как ее собирались затопить, с ним играли в простенькую игру, которую часто повторяли: взрослый подносил ладонь к печке, быстро отдергивал ее, изображая ужас, но не дотрагиваясь до самой печи. «Ай! Горячо! Нельзя дотронуться!» Снова и снова ребенок повторял, копируя взрослого, всю сцену, пока, наконец, страх перед печкой не обратился в само собой разумеющуюся надежную привычку».

Такие упреждающие игры можно конечно придумывать до бесконечности. Но достаточно ли у нас для этого времени?

Специфика детства

Размышления о том, как далеко должна простираться забота о ребенке, ставят перед нами важнейший и сложнейший вопрос: каковы требования к взрослому, предъявляемые самой сутью и спецификой детства? Лишь ничтожное число людей способно устоять перед трогательным обаянием малышей в первые годы их жизни. Разумеется, имеются в виду не только те признаки, которые, как считают биологи, инстинктивно пробуждают в нас стремление защитить ребенка и проявить заботу о нем: мягкие волосики, пухленькие формы тела, беспомощные движения и т. п. Все это прелестно, но практически то же самое характерно и для маленьких щенят или котят. Однако подлинное благоговение охватывает нас только перед ребенком: тут мы в состоянии почувствовать, что находимся перед чем-то, превосходит степень нашего обычного разумения.

Ситуация, в которой находится маленький ребенок, в самом деле, парадоксальна. В том возрасте, когда еще почти неразрешимой задачей представляется необходимость самому одеться и раздеться, постелить постель, есть с помощью ножа и вилки, эти же самые дети впитывают впечатления, благодаря которым они с легкостью овладевают двумя труднейшими человеческими способностями — речью и мышлением. Нет такого животного, которое бы умело по-настоящему прямо ходить, вести беседу, абстрагироваться от окружающего нас мира и рассуждать о нем в понятиях, выражаемых словами. Ребенок же научается всему этому, когда он еще беспомощнее любого животного.

Знаменитый американский психолог Арнольд Гезелл, завершив проводившееся им в течение многих лет исследование фаз развития человека, обобщил свой опыт так: «Если родители и учителя считают, что из ребенка можно вылепить все что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые еще не приблизились к познанию истинной природы душевного.

Уместно сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не растет — форма полностью придается ей извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри благодаря собственным потенциям роста».

Вряд ли можно говорить о близости позиции Арнольда Гезелла и Штейнера, однако оба они описывают одни и те же внутренние силы, но только один — их физическую сущность, а другой — их сверхчувственный феномен. Штейнер отмечает разницу в отношении детей к духовному миру в течение первых трех лет жизни и позже.
Мощные сверхчувственные силы, действующие в ребенке, проявляют себя иначе, когда его душевная жизнь становится более сознательной. «Эти силы помогают человеку сориентироваться в отношении к силе тяжести, они участвуют также в формировании гортани и организуют мозг как инструмент мысли, чувства и воли». (Р. Штейнер.) Конечно, маленьким детям неподвластно ощущать сверхчувственные миры непосредственно и сознательно. Правда, есть поэты и мыслители, вполне определенно утверждающие, что имели подобный опыт в раннем детстве. Однако интенсивная связь с духовным миром не обязательно должна быть во всем осознанной. Штейнер использует яркий образ обращенной вспять «телефонной связи» ребенка со своим существованием до рождения.

В течение первых трех лет жизни человек непосредственно и в максимальной степени по сравнению с последующими годами «находится под влиянием того духовного мира, к которому он принадлежит» («Духовное водительство человека и человечества»). Но к тому же духовному миру принадлежат мать, отец и другие окружающие ребенка близкие люди. В этом причина прямого и сильного воздействия их голосов и мыслей, в этом кроется и причина его зависимости от них, особенно от матери, так как они глубочайшим образом связаны между собой и чаще всего соприкасаются друг с другом. Однако на ребенка производят впечатление действия, исходящие и от чужих ему людей.

Если вы серьезно отнесетесь к такой точке зрения, то процессы, с помощью которых дети научаются всем основополагающим вещам, предстанут перед вами преисполненными глубочайшего смысла. В эти процессы не следует вмешиваться, а надо лишь сделать так, чтобы ребенок мог нам подражать и мы должны попытаться стать достойными подражания.

В этом смысле, как отмечает Гезелл, можно было бы снова сравнить душу ребенка с растением: всем тем, чем для растения служат почва, дождь и солнечный свет, для ребенка должны стать окружающий мир и живущие в нем взрослые. Штейнеровское описание первых трех лет жизни ребенка не противоречит ни одному из важнейших открытий современной детской психологии.

Боулби и другие ученые, изучая реакцию детей на различные формы дефицита душевного тепла и исследуя с этой целью случаи наличия у ребенка нескольких «образов матери», установили, что в этот период ребенок обладает максимальной чувствительностью (которая позже уменьшается), и его самая глубокая душевная потребность состоит в том, чтобы за ним ухаживал один и тот же человек.

Ощущение собственного «Я»

Нередко бывает, что поведение ребенка на третьем году жизни сильно меняется. Все мы знаем, что малыши охотно говорят о себе в третьем лице: «Карл хочет еще варенья», «Анне грустно». Позже они используют для обозначения самого
себя слово «Я». Сельма Фрайберг подчеркивает, что для американских детей такой момент наступает обычно в возрасте приблизительно двух с половиной лет. Рудольф Штейнер следующим образом описал причины, лежащие в основе этого, иногда поистине загадочного превращения.

Ощущение самого себя как «Я» превращается в глубоко захватывающий момент, который запоминается некоторыми детьми драматически. Маленькая девочка, совершающая это открытие, кричит: «Я — это я, Я — это я!» В любой стране вам встретятся люди, способные описать подобное событие в собственной жизни. Может быть, самое яркое из них принадлежит перу поэта Жана Поля: «Однажды, в первую половину дня, я, будучи еще очень маленьким ребенком, стоял в дверях дома и глядел налево, на деревянный косяк, как вдруг во внутреннем взоре молнией с неба промелькнуло и с тех пор застыло вечным сиянием: я — это Я! Тогда мое Я впервые увидело самого себя и запомнило навсегда. Едва ли стоит опасаться подлогов со стороны памяти, поскольку неподвластно чужому рассказу привнести добавления в такое переживание случая из прошлого; оно — святая святых человека».

То, что происходит при этом, похоже на образование капсулы: одна часть сверхчувственных сил, обеспечивавшая ранее связь со сверхчувственными мирами, отдаляется, становится «внутренним миром» и обеспечивает возможность «Я-переживания».

Ребенок теперь может становиться иногда вспыльчивым и своенравным, он начинает проявлять характер и с неким лукавством произносить слово «нет»; для родителей он подчас оказывается новым существом — так ребенок вступает в возраст, когда он всему противоречит. Вспомним слова из Первой книги пророка
Моисея: «человек впервые вкусил плодов с древа познания, и врата рая на- всегда захлопнулись за ним». Но не до конца, пока они еще заперты не наглухо.