Мало вещей, но много фантазии

Из материалов по вальдорфской педагогике: «Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штайнера.»

Творческая фантазия — одна из важнейших внутренних способностей, которой обладает взрослый. Не случайно поэтому крупные американские промышленники заказали психологам разработку точных тестирующих методик, позволяющих в процессе приема на работу новых сотрудников обнаруживать в них именно это качество. Но фантазия нужна не только для того, чтобы достичь прогресса в промышленности, она нужна и в повседневной жизни. Человек, лишенный фантазии, легко оказывается во власти других людей, он не может самостоятельно найти свой путь в жизни, лишен идей и инициативы. Такой человек несвободен.

Что же такое «творческая фантазия»? Существующие определения мало что дают для понимания этой способности человека, берущей свое начало в глубинах его существа и ведущей к величайшим достижениям. Именно в фантазии человек черпает силу для преодоления всего того, что есть, и — через свою собственную деятельность — для достижения того, что будет. Таким образом, фантазия направлена в будущее, и хотя она «подлаживается» к существующей действительности, но строит проекты ее преобразования.

Способность фантазировать — это фундамент, который либо закладывается, либо разрушается еще в раннем возрасте. У детей, так же как у людей искусства, фантазия в избытке. Настоящие артисты в любой сфере творчества сохраняют в себе ту спонтанную энергию, которая характерна и для всех здоровых детей. Но чаще бывает, что взрослые под давлением тривиальности бытия и в вечной погоне за успехом утрачивают это драгоценное приданое, а вместе с ним свою жизненную энергию и желание трудиться.

Родители, стремящиеся развивать у своих детей фантазию и способность к ее выражению, могут не только по-разному помочь им в этом, но и, не замечая того, уничтожить сам источник фантазии.

Что могут родители

У грудничка нет потребности быть «творческим». Малютки еще не могут пользоваться заложенными в них выразительными средствами, первые попытки начинают проявляться в возрасте от двух до трех лет.

Дайте ребенку мел, разложите на столе карандаши и бумагу, положите на пол оберточную бумагу, прикрепите ее к двери или к стене, и вы увидите начало проявления его воли, непреодолимой потребности сделать движение зримым. Исходный мотив для этого всегда есть — это как зарождающийся вихрь, каждый раз новое начало мира ребенка.

Когда ребенок учится ходить, бегать, прыгать, скакать, в его движениях вдруг появляются и первые грациозные пируэты. Взрослые радуются тому, что у него получилось, а ребенок как бы впитывает эту радость, что способствует развитию его творчества. (Но только никогда нельзя заранее показывать, как нужно рисовать — не нужно навязывать свои клишированные изображения, например, человека и дома). Вот ребенок сидит в своей кроватке, он что- то лепечет, бормочет. Одним прекрасным утром он споет свою первую простую мелодию, монотонно, раскачиваясь ей в такт, почти никогда не выходя за пределы пента- тонической гаммы из пяти нот. Если родители поймут, насколько важны малышу такие душевные проявления, то выражения родительской радости и внимания окрылят его, а если они сами иногда смогут сыграть на флейте, арфе или фортепьяно, то дети начнут при этом танцевать. Тот, кто никогда не видел, с какой страстью маленькие дети могут танцевать, не подозревает, как сильно развито у них чувство ритма.

Вместо игрушек, которые просто издают шум, хорошо было бы дать ребенку небольшую глиняную свистульку (в Швеции ее называют глиняной кукушкой), а может быть, и ксилофон (лучше всего с мягким и «округлым» звуком). Пока ему не нужны в изобилии стихи, песни, игры и сказки.

Не надо лишних вещей

Одно из важнейших правил — не давать детям слишком много вещей, прежде всего полностью «готовых».

Почему?

Наше время можно было бы определить как «эпоху хлама». Промышленный процесс устроен так, что уже в ходе его возникают готовые предметы, которые можно направленно использовать. Но природа ребенка такова, что ему быстро надоедает игрушка, которую можно употребить только каким- то одним способом и с одной определенной целью.

Приведем пример из практики. Волею судеб трое детей в возрасте семи, десяти и двенадцати лет на длительный срок переехали в такое место, где у них оказалось мало товарищей по играм, мало игрушек, но была богатая природа. «Выжав» все, что можно было, из привезенных с собой игрушек, они решили построить продуктовый магазин. Плохонький сарай для инструментов стал торговым залом, две доски и стол, у которого не хватало одной ноги, служили прилавком, большие круглые камни превратились в буханки хлеба, маленькие — в бобы и чечевицу, а пустые консервные банки с этикетками выстроились рядами, готовые принять товар. Листья разной формы продавались в качестве салата и шпината и покупались за деньги, представлявшие собой кусочки бумаги с надписями. В бывшей прачечной было устроено еще одно предприятие — дамская парикмахерская. Помимо этого в жизни детей постоянно в большом разнообразии чередовались игры: «прятки», «третий лишний», игры с мячом; взрослые тоже принимали в них участие. В походы дети ходить отказывались, им больше нравилось сидеть дома и играть. Нет сомнения. что толчком к развитию их изобретательности послужил как раз недостаток в игрушках. Будем откровенны, пусть это даже и не особенно понравится изготовителям игрушек: сила воображения у маленьких детей развивалась бы гораздо лучше, если бы в их окружении не было иных игрушек, кроме лодочек из коры, коров из еловых шишек и сделанных вручную (из дерева или ткани и шерсти) примитивных кукол. Но в индустриально развитой стране такой воспитательный принцип кажется утопией. Все родители, которые захотели бы ему последовать, должны были бы скорее заметить, что все их планы систематически разрушаются милыми, искренне благожелательными бабушками и дедушками, дядями и тетями, двоюродными братьями и сестрами, а также друзьями, которые, приходя в гости, приносят в подарок хотя бы по пластмассовой игрушке, и товарищи по играм — счастливые обладатели еще большего количества подобных сокровищ — с удовольствием хвастаются недавно полученными вещами. Важно поэтому, чтобы родители дарили детям игрушки обдуманно и с выбором, так чтобы они служили долго и не сковывали бы их фантазию.

Что подвластно детскому саду

Хорошим помощником родителей в этом деле может стать детский сад. При большинстве вальдорфских школ существуют детские сады. И в последнее время, по крайней мере в Германии, все новые школы, в которых применяются принципы педагогики Штейнера, открывают прежде всего там, где родители «подготовлены» к такой школе уже детским садом.

В детском саду используют лишь минимум готовых вещей. Конечно, там должны быть карандаши, мел, краски, кисточки и глина для лепки и, разумеется, красивые стулья, столы и немного красивых игрушек. Но в первую очередь там есть камни, раковины, всевозможные куски дерева, забавные веточки и пеньки, разнообразные по форме кубики из столярной мастерской. Разумеется, все это должно быть очень чистым и гладким, так чтобы при обращении с предметами ребенок не занозил пальцы. Вот с такими вещами ребенок может придумывать бесконечно много разных поделок. Конечно,»настоящие» вещи, такие, как картины, предметы из глины и украшения, лоскуты материи, платки, шерсть и пряжа, картон и дерево также очень важны. Особенно часто они нужны в связи с праздниками годового цикла: пасхальные цыплята и зайчики, адвентский календарь, фигурки Рождественского деда, вертепы и т. д. Но самыми важными остаются воображаемые вещи, как будто бы возникающие в ходе свободной игры у одного или нескольких детей. Например, можно собирать ягоды и варить из них варенье, делать сок’ готовить всевозможные кушанья, выполнять, подражая взрослым, разные домашние работы, заниматься ремеслом. Можно строить киоски и торговые лавки, коттеджи на одну семью и многоэтажные дома. Из стульев, скамеек и столов получаются пароходы и поезда, машины и дизельные самолеты, на которых небольшие компании путешественников отправляются в дальние страны, где водятся крокодилы, львы и слоны. Устраиваются одновременно и грустные, и веселые проводы на вокзале или в аэропорту, где сдают багаж, проходят таможенный контроль, машут на прощанье. Можно также полететь на ковре-самолете в страну сказок, чтобы сражаться с великанами и драконами.

Одна воспитательница, работающая в детском саду, придумала соорудить необычный телефон, похожий невообразимо на что, но только не на настоящий аппарат. Но дети сгорали от желания участвовать в работе, и несколько мальчиков провели из кубиков и других предметов «проводку» к телефону и с восторгом объявили: «Это проводка».

Импровизируются самые простые коротенькие песенки типа: «Мы печем пироги для гостей дорогих». Мелодии не выходят за пределы пентатонического лада; каждый день нужна новая песенка.

Однажды воспитательница детского сада порадовала Рудольфа Штейнера такой историей. У нее не было ничего, кроме деревянных коробочек и платков разного цвета. Из них ей удалось построить с детьми ряд домов на деревенской улице. Играя роль голодного путешественника из дальних краев, она проходила по деревне, а дети приглашали нищего к себе, накрывали на стол, ставили хлеб и воду, «приготовленные» из воздуха. Путешественник хвалил кушанья и сердечно благодарил детей. Дети очень полюбили эту игру и часто просили ее повторить.

Несколько примеров из практики

Почти все время, что Эрика находилась в детском саду, она тихо сидела, засунув палец в рот. Но она была наблюдательна. Однажды Агнета стала рассказывать увлекательную историю про то, как два года назад в детском саду она играла в козочку, застигнутую на лугу снегопадом. Козочке пришлось пойти домой, и когда она входила в хлев, то стукнулась головой о низкую притолоку. С ней происходили и другие ужасные события. Теперь же Агнета сама придумала игру; стадо овец заблудилось и не может найти своего пастуха. Она поет грустным голосом: «Овечки не могут отыскать дорогу домой, кто покажет им путь, кто?» Эрике вдруг тоже хочется принять участие в игре. Она быстро вынимает пальцы изо рта и предлагает отвести овечек домой. Как-то раз Петер принес из дома кучу бумажных карточек, которые он сам раскрасил великолепными красками. Воспитательница спросила у него, что это такое. «Это фейерверк», — был ответ. Мальчик залез на стол и рассыпал карточки по всей комнате, что вызвало всеобщий восторг. Сразу же всем тоже захотелось делать карточки. Некоторое время все были поглощены этой деятельностью. Первые, у кого это получилось, стали по очереди залезать га стол и выпускать фейерверк. Все брали кар точки, сделанные разными детьми, и рассыпали их друг за другом по всей комнате. При этом значение карточек у детей было разным: для одного они означали радугу, а для другого — группу метеоритов. Игра не надоедала, дети то и дело забирались на стол и слезали с него.

Разве все это — лишь детские забавы? Нет, это и подлинная жизнь, иносказание, и фантазия, и реальность одновременно. Воспитательница и дети обретают в игре свое жизненное пространство. В процессе юры можно разговаривать, при этом возникают живые воспитательные моменты, позволяющие взрослому, когда это необходимо, вмешаться, уладить конфликт, кого-то подбодрить, усмирить, по-доброму призвать к порядку.

Если дети смотрят телевизор

Если дома дети подолгу смотрят телевизор, они часто с большим трудом включаются в игровую деятельность.

Томасу всегда разрешали смотреть телевизор — все подряд и сколько он хочет. Его отец — торговец оружием. Само собой разумеется , что Томас хочет избрать ту же профессию, но мать против этого. Томас комментирует: «Нигде мне не разрешают стрелять — ни дома, ни во дворе, ни в детском саду. Где же мне тогда стрелять?» Ему не хватает уверенности, за агрессивностью он прячет, как это часто бывает, изрядную долю слабости. Он недостаточно смел, чтобы спрыгнуть с больших камней во дворе детского сада. Впервые ему довелось заняться творческой деятельностью, когда в детском саду ему дали пчелиный воск. Вначале, конечно, воск был твердым, но потом, когда он размял его в своей теплой руке, на некоторое время сделался мягким, послушным. И вот Томас стал лепить из воска корзину и другие «мирные» предметы. То, что происходило с материалом, определенным образом отражало и его собственную внутреннюю ситуацию.

На первый взгляд Штефан представлял собой исключение. Хотя он довольно часто смотрел телепрограммы, но и получал достаточно импульсов от непосредственного человеческого общения. Отец его, ремесленник, уделял много времени занятиям с сыном. Он учил его кататься на коньках и на лыжах и разрешал наблюдать за своей работой. Штефан оказался весьма изобретательным и часто вовлекал других детей в свой замысел, будь то игра в Дикий Запад или приключения Дональда Дака. Он знал эти сюжеты из программ телевидения, он был захвачен ими. Посте года пребывания в детском саду в голову Штефана стали приходить и другие фантазии; в рисунках начал появляться то один, то другой сказочный мотив. Теперь ему было о чем поговорить с родителями, и телевидение потеряло для него свое прежнее значение.

Малыши, редко или почти никогда не имеющие доступа к телевизору, легче сохраняют способность фантазировать и могут найти неподражаемо детские варианты решения проблем. Они сами могут сделать собственный «телевизор» из картонной рамки и подвижных фигурок, которые перемещают из одного места в другое и очень довольны этим.

Что же становится с детьми, посещающими такой детский сад? Как правило, достаточно часто повторяется одна и та же сцена. После того как ребенок некоторое время походил сюда, звонит довольная мать и сообщает, что она начал играть совершенно иначе, чем прежде, — и это не такой уж малосущественный результат, поскольку по многим причинам все острее становится проблема осмысления детских занятий.

На собраниях в детском саду родители обмениваются подобным опытом. Может быть, важнейший результат работы — постепенный «переход» из детского сада в родительский дом для того, чтобы отмечать праздники: дни рождения, христианские праздники, праздники времен года, даже маленький праздник, ежедневно «отмечаемый» застольным приветствием перед трапезой. В результате у детей на всю жизнь останутся привычки, которые свяжут их с добрыми и прекрасными традициями нашей культуры, причем в радостной, ненавязчивой форме.

«Внутреннее телесное ощущение» и рисунки маленьких детей

Одна из важнейших рекомендаций по воспитанию маленьких детей, данная Рудольфом Штейнером, основана на особенностях детского рисования.

Известно, что малыши, рисуя карандашом или красками человека, часто изображают непропорционально гротесковые части тела — огромные носы, гигантские ладони и т. д. В одном из педагогических курсов, прочитанном весной 1920 г. в Базеле перед учителями государственных школ, Штейнер продемонстрировал, чему могут научить нас такие рисунки. «Соберите побольше детских рисунков и попытайтесь разобраться, как ребенок изображает руки и ноги. Вы увидите, что он руководствуется внутренним чувством. Можно предположить, что, рисуя профиль, ребенок берет за основу его внешний вид; Но здесь налицо слияние воедино двух источников душевного переживания: маленькие изображают не интеллектуальное, а душевное; примитивные зрительные впечатления слиты у них с внутренним ощущением органов, тела. Мне кажется, всегда можно различить, что ребенок прочувствовал. Например, рисуя рот, он смотрит на его очертание, но добавляет еще и зубы, а это уже каким-то образом исходит из внутреннего ощущения этой части лица» (Доклад 28.04.1920). Далее Рудольф Штейнер раскрыл содержание этой особой способности человека чувствовать изнутри части своего тела. В прежние времена она была свойственна большому числу людей, например, она очень сильно выражена в произведениях древнегреческих скульпторов, которые создавались, в первую очередь не вследствие изучения ими модели, а по внутреннему ощущению собственных частей тела. Если дети начинают рисовать красками лишь в возрасте девяти-десяти лет, то в картинах, создаваемых ими по воображению, а не под непосредственным впечатлением, лежат в основе придуманные образы, т. е. все боль шее влияние на их деятельность уже оказывает рассудок. Штейнер считал важным, чтобы дети как можно раньше начинали пользоваться разноцветными мелками и красками, что способствует развитию в душе особых переживаний, наполненных фантазией, прежде чем эти переживания заглушит рост интеллекта. Если нам удается дать детям возможность пережить в такой форме ощущения частей собственного тела, то тем самым мы помогаем установлению у них гармонии между душевными переживаниями и физической деятельностью, что важно для всего их существования.

Исходным импульсом такой живописи могут послужить сказки, и тогда, в зависимости от их содержания, в ней найдет свое отражение юмористическое, грустное, спокойное или напряженное настроение, а передано оно будет простыми цветовыми сочетаниями. Чудесный пример такого необычного ощущения частей человеческого тела мы находим в шведской сказке «Три великанши», где ярко и трогательно описываются три странные, но необычайно проворные женщины, которые помогают принцессе найти выход из трудного положения («Матушка Большой Палец» с могучим большим пальцем, «Матушка Большая Нога» с огромной ногой и «Матушка Толстый Зад» с громадным задом).

Переживание руки выражается в рисунках, где у человечков чрезмерно огромные руки с многочисленными пальцами. В изображении дома также может участвовать восприятие организма: один из таких рисунков передает, насколько ребенок в своем теле чувствует себя как дома.

Эвритмия для маленьких детей

Ритмическое движение принадлежит к числу наиболее адекватных для маленького ребенка средств выражения фантастических переживаний, когда он хочет придать им какую-то внешнюю форму.

Свободная игра почти без переходов превращается в законченное движение.

Возьмем пример из нашей повседневной работы. Дети только что прослушали норвежскую сказку о трех козликах Брузе, которым удалось сообща обвести вокруг пальца большого и опасного тролля. Воспитательница садится в центре группы и превращается в тролля. Дети становятся вокруг нее, разделившись на три группы.

Самые маленькие — маленький козлик Брузе, который послушно и очаровательно семенит ножками. Те, кто чуть постарше, изображают «среднего братца Брузе», походка которого кажется уже значительно более уверенной. Самые старшие превратились в большого козла, топающего тяжелыми, сильными ногами. Теперь им всем нужно перейти через мост под аркой которого лежит, спрятавшись, тролль. С музыкальным сопровождением или без него каждая группа должна сейчас идти в своей особой манере и в своем особом ритме. После того, как первым двум группам удается обмануть тролля, он готовится напасть на третью; теперь большому козлу предстоит толкнуть его рогами, так чтобы он покатился кубарем прочь и никогда в жизни не захотел бы даже видеть какого-нибудь козла. Дети торжествуют.

Важно, чтобы не только ноги, но и руки ребенка во время бега двигались в определенном ритме. Учительница может, не поправляя детей, не добиваясь от них «художественности», довольствуясь лишь подражанием, предложить им выполнить некоторые простые эвритмические движения: например, «В» — выражение защиты, когда козлики заметили своего противника и испугались его, или «Г» — выражение гнева, когда большие козлики прогоняют тролля прочь, или «А» — выражение свободы, когда они, наконец, добираются до горного пастбища. (О связи эвритмических движений со звуками языка см. главу «Эвритмия»). Таким образом, «разыгрывание сказки» — деятельность, которая совершенно очевидно способна увлечь детей.

Одна воспитательница, получившая специальную подготовку по эвритмии, делится своим опытом: «Иногда бывает, что некоторым малышам очень трудно дается участие в такой игре, и они предпочитают сидеть на корточках где-нибудь в уголке. Но когда они приходят домой, то нередко самостоятельно все воспроизводят во время своего рассказа матери. Просто их одолевала робость. Те, кто чуть постарше, почти все без исключения участвуют в происходящем. Особенно интересно было наблюдать за реакцией детей, когда они начинали видеть эвритмию. Мы показывали сказки, и среди них комическую русскую «Петух и мышонок». Даже дети, проводящие много времени перед телевизором и испытывающие трудности, чтобы сосредоточиться, сидели и смотрели совершенно тихо в течение приблизительно двадцати минут! Мать одного из них рассказывала позже: «Мы заметили, к своему удивлению, что в течение первых часов, последовавших после представления, дети сидели тихо и смирно, как если бы они только что плотно закусили и теперь переваривали пищу. Потом такое настроение прошло, и они снова раскрепостились». Спустя некоторое время мы повторили спектакль, причем оказалось, что мы ставили сказку в третий раз, некоторые пришли на представление особенно хорошо одетыми объяснили, что они выглядят так потому, что хотят, чтобы петух и мышонок пришли к ним еще раз.

На одном из родительских собраний мы затронули проблему телевидения. В ходе беседы подчеркнули, что маленькие дети весьма склонны к подражанию и все время хотят делать то же самое, что и родители. Все внимательно слушали и были настроены позитивно. Когда же затем мы заговорили о телевидении, одна из матерей внезапно признала, что изображаемое на экране тоже, до определенной степени, у ее ребенка вызывает подражание. Сама она охотно проводила время перед телевизором, и поэтому спросила со вздохом: «Значит, на самом деле надо жертвовать всем ради детей?»

Отторгает ли фантазия от жизни?

Если постоянно побуждать детей переноситься в мир фантазии, не будет ли это для них связано с опасностью стать чужими в окружающем мире?

Из предыдущего ясно, что ребенок вбирает в себя то, что видит в своем окружении и что выражается в поступках людей. Если окружающие его близкие настроены враждебно к миру, то весьма вероятно, что ребенок подхватит эту «внутреннюю заразу». Если же эти взрослые обеими ногами стоят на земле и разбираются в практических сторонах жизни, то такая жизненная позиция скажется и на детях.

Здесь, как и во всем, разумеется, родители, как правило, играют центральную роль. Но велик может быть и вклад воспитательницы, если она будет относиться ко всему соответствующим образом. 

Как это приходит в голову ребенку — нарисовать человека в такой форме? Изображение туловища в виде огромного колеса на рисунке четырехлетней девочки весьма выразительно передает ее телесное самоощущение.