Календарный (месячный) праздник

Из материалов по вальдорфской педагогике: «Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штайнера.»

Примечание от редактора сайта: в нашей школе такой праздник называется фестиваль учебных достижений.

Календарный праздник в каком-то смысле является «сердцем» всей вальдорфской педагогики. Примерно раз в месяц все классы демонстрируют друг другу и родителям, чему они научились на занятиях (декламируют стихи, поют песни, ставят простые и более сложные драматические произведения).

Казалось бы, это очень просто. Однако требуются большие усилия для последовательного осуществления этого принципа. Учителя и ученики каждого класса должны постоянно думать о том, какой вклад каждый из них может внести в коллективную жизнь школы. Можно назвать и еще одну весомую причину. В нашей современной деятельности, постоянно направленной на достижение все больших успехов, а также все более отвлекающей наше внимание на массу глобальных событий, все труднее становится проявлять интерес к проблемам живущих рядом с нами людей. «Тренировочным полем» для развития этого интереса и служит календарный праздник. Старшие узнают в младших себя, вспоминают темы и мотивы, над которыми они в свое время работали сами, и улыбаются. Младшие временами испытывают подлинное почтение перед достижениями старших ребят и приходят к мысли: «Мы тоже когда-нибудь сможем делать это!»

Для восемнадцатилетних и девятнадцатилетних календарный праздник — это прежде всего взгляд назад, в прошлое, а для самых маленьких — в будущее. Для учеников средних классов это и то, и другое одновременно.

Во время занятий и на переменах, обсуждая события дня, школьники часто затрагивают тему последнего праздника. У неиспорченных тонкоорганизованных детей развито чувство подлинного и оригинального. Они часто улавливают настроение, сложившееся в классе после своего выступления на сцене, и это помогает в случае неудачи спокойно выслушать вынесенный им приговор.

Сегодня много говорят о том, что открытая, подробная информация о ходе какого-либо производства — необходимое условие демократизаций деловой жизни. Если проводить аналогию, то, вероятно, календарные праздники как раз и являются самым лучшим средством, имеющимся в распоряжении школы, которое позволяет ориентировать не только учеников, но и родителей и учителей на целесообразность в повседневной жизни..