Как определить, что ребёнок работает и растёт? Если нет оценок, то по каким критериям можно определить то, чему ребенок научился за год, за четверть, за месяц?

Когда ты сажаешь семечко, то очень хочется раскопать и посмотреть, что там под землёй. Не терпится увидеть, проросло ли оно или лежит мёртвым. Но если оно начало прорастать, но ещё не вылезло из-под земли, а его в этот момент раскапывают, то легко повредить будущий росток. Многие родители торопятся увидеть в ребёнке то, что ещё «не проросло». Но у каждого ребёнка свои темпы развития. Разве вам придёт в голову доставать ребёнка из утробы матери в середине беременности, чтобы убедиться, что он растёт?

В начальных классах достаточно годовых характеристик. Когда ребята переходят в средние классы, характеристики пишут гораздо чаще. Именно по ним и можно оценить темпы роста учеников.

Есть и цветные таблицы со своеобразным оцениванием труда ученика. В них по каждому учебному предмету несколько критериев (например, включённость в урок, активность, овладение определенными навыками, понимание, творческая деятельность, самостоятельность, выполнение домашних заданий и т. п.) и 6-7 бальная система оценивания по каждому критерию. Думаю, система оценивания полнейшая из возможных.

Вообще, это чаще всего бывает хорошо заметно без всяких внешних абстрактных оценок  искренне интересующемуся, любящему, наблюдательному глазу взрослого. Поэтому учителя нашей школы стараются поддержать родителей в том, чтобы они интересовались учебой, жизнью ребёнка в школе, чтобы и сами участвовали в школьной жизни. Благо этого много: можно ходить в походы, участвовать в спектаклях, организовывать праздники, готовить ярмарки, кафе. И все это можно делать ВМЕСТЕ со своим ребенком.

svidetelstvo

Как ещё вальдорфские ученики могут проявить себя, могут оценить свои достижения? Например, во время участия в фестивале, когда каждый класс показывает всей школе, чему он научился за месяц