Эвритмия

Из материалов по вальдорфской педагогике: «Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штайнера.»

Что такое эвритмия? Чтобы ответить на этот вопрос, хотелось бы начать с нескольких цитат из поэтических произведений, каждое из которых хорошо известно в своей стране:

Horchet! Horchet dem Sturm der Horen! Tonend wird für Geistesohren Schon der neue Tag geboren.
Felsentore knarren rasselnd,
Phobus’ Räder rollen prasselnd Welch Getöse bringt das Licht!
(Гете И. В. Фауст. Часть вторая, действие первое, сцена с Ариэлем)

Чу! Шумят, бушуют Оры!
Шум их слышат духов хоры; Новый день увидят взоры.
Чу! Скрипят ворота неба!
Чу! Гремят колеса Феба!
Сколько шуму вносит свет!
(Пер. Н. Холодковского)

The fair breeze blew, the white foam
flew,
The furrow followed free:
We were the first that ever burst Into that silent sea.
(Кольридж C. Т. Поэма старого моряка)

Вдох ветром полн, бег быстрых
волн,
След — белопоенный вал. Морской простор, где до сих пор  Никто не побывал.
(Пер. Е. Протасовой)

Sav,sav, susa Vag, vag, sla!
Ysager mig, var Ingalill,
Den unga, mande ga. (Фрединг Г. шведский лирик)

Тростник, тростник, шуми,
Волна, волна,беги!
Скажите мне, куда могли Вы спрятать Ингалиль.
(Пер. Е. Протасовой)

Видимый языку видимый напев

Ухо каждого различит, как отчетливо находит свое выражение в этих строфах тот феномен, с которым в большей или меньшей степени связано воздействие любой поэзии — собственно значение звуков и слогов, независимо от постигаемого интеллектом содержания, обращено к потаенному пласту нашего внутреннего мира, лежащему за порогом сознания.

Мы приучены к таким формам выражения, передающим содержание стихов, как речь или движение (характерный танец, актерское исполнение, мимика, групповая хореография). Эвритмия базируется на звуках, т. е. на гласных и согласных.

Слова, состоящие из одних гласных, выражают наши внутренние переживания и настроения (Aa(Ah), Oo(Oh), Ay(Au), Ай(Еi) и т.д.). Слова с большим количеством согласных обычно отображают события внешнего мира (murmeln, donnern, krachen, wispern, klatschen; ср.: журчать, греметь, трещать, шептать, хлопать и т. д.). В звукоизобразительных словах доминируют согласные (это видно из приведенных примеров выше). Гласные же придают особую окраску настроению стихотворного текста (у Кольриджа в сцене с Ариэлем преобладают звуки А и О) were, first, burst (у Фрединга — А и О).

Проговаривая звук, мы как бы совершаем некий невидимый «волевой поступок», который во время эвритмического движения получает зримое выражение. Каждому гласному и согласному звуку соответствует свое специфическое движение.
Когда мы поем, то тоже делаем внутри себя невидимые жесты, соответствующие различным звукам, которые переходят во внешние, видимые движения. Таким образом, эвритмия — это «зримая речь» и «Зримый напев» — искусство, которого прежде не существовало и которое было основано Рудольфом Штейнером. В основе эвритмии — исполнение стихов или музыки. Речь и музыка как бы «выносят» эвритмистов на сцену.

Эвритмии можно научиться в специальных центрах, где кроме обучения регулярно устраивают эвритмические спектакли. Таким центры есть в Дорнахе (Швейцария), Штутгарте, Вене, Стокгольме. Получившие специальное образование эвритмисты работают во многих больших городах мира. Педагогическая эвритмия наряду со сценическим искусством — обязательный предмет в любой вальдорфской школе.

Значимость эвритмии

Чем же ценна эвритмия для человека? Вживание в звуки языка и музыки, их выражение в виде эвритмических жестов превращается в захватывающую душу человека деятельность, подчиняющую себе его тело. Именно в этой области кроются самые большие возможности для реализации в школе одной из основных целей вальдорфской педагогики — создание «одушевленной культуры тела». Суть особой воспитательной значимости эвритмии была однажды особенно четко сформулирована Рудольфом Штейнером в курсе народной педагогики, когда он подчеркнул, что эвритмия «помогает выработать такую волю, сила которой сохраняется у человека на протяжении всей его жизни, в то время как иные способы формирования воли приводят к тому, что с возрастом она ослабевает».

Возможно, такое утверждение звучит смело. Но здесь хотелось бы привести пример из личного опыта. Если бы вы видели, с каким невероятным энтузиазмом и силой воли работают эвритмисты, часто люди весьма преклонного возраста, вряд ли бы вы усомнились в истинности этого высказывания. Почти неисчерпаемым источником новых сил и новой жизни становится эвритмия для тех, кто ею занимается. Построят ли в будущем столько спортзалов и спортплощадок в индустриально развитых странах, чтобы люди, занимаясь там, могли восстанавливать силы и способности своего организма, разрушаемые в процессе работы, обрекающей их на неподвижное сидение и угнетающей их душу? Конечно, именно так и произойдет. Но можно представить себе и иную возможность — прекрасно оформленные залы, где занимаются эвритмией.

Вверху: эвритмия в детском саду (Спринг Вэлли, США).
Внизу: эвритмическое представление в 12 классе (Вуперталь).

Эвритмия в вальдорфских школах

Спектр занятий эвритмией в вальдорфских школах широк — от выполнения простейших ритмов и упражнений с палкой в первых классах до хорошо подготовленных выступлений на школьной сцене с лирическими, драматическими и музыкальными спектаклями. Во время календарных праздников, эвритмических и театральных представлений ученики с воодушевлением демонстрируют друг другу и родителям, как многое они могут. Часто в групповых показах участвует весь класс.

Поодиночке и группами школьники, жестикулируя, стремительно снуют по сцене, не обращая внимания друг на друга. Добиться, чтобы твои движения были согласованы с движениями других участников, слились в едином гармоническом звучании, можно только при условии взаимного внимания.

Так как все вы знаете, как физически агрессивны и грубы некоторые спортивные игры, связанные с противостоянием друг другу двух команд (футбол, регби, хоккей на льду), а потому особенно высоко сможете оценить, с какой внутренней заинтересованностью, сообща, всем классом пытаются решить дети подобную эвритмическую задачу, и вы поймете, какие дополнительные педагогические приемы используются только в вальдорфских школах и нигде кроме них.

Итак, это не пустые слова, когда говорят, что эвритмия способна выполнять облагораживающую и уравнивающую в социальном плане функцию.

Однако что же остается у учеников в итоге занятий эвритмией?

У всех по-разному. Ведь эвритмия — один из таких учебных предметов, которые не входят в учебные планы других школ. Поэтому у школьников старших классов естественно возникает вопрос: «Зачем нам делать то, что никто нигде больше не делает?»

В первых классах эвритмия интересна детям из-за их естественной любви к движению. Ученики старших классов находят в ней возможность для самовыражения в искусстве, поскольку силы их сознания уже пробудились. Труднее всего приходится школьникам в пубертатный период. Естественно, робость удерживает их от раскованного выражения в движениях, хотя душа требует такого освобождения. Это особенно заметно где-то в седьмом или восьмом классе. Таким образом, обучение эвритмии требует от человека активизации разнообразных способностей, умения обосновывать и объяснять свои решения и не в последнюю очередь — чувства юмора. Огромные возможности для художественной деятельности раскрываются в сфере придумывания разнообразных эвритмических юморесок, при этом даже современные подростки могут удовлетворить свою потребность в выражении смешного и гротескного. Очевидно, что некоторые проблемы, с которыми порой связано преподавание эвритмии, могут быть решены только после того, как этот вид искусства перестанет занимать столь изолированное положение в художественной жизни школы.

Эвритмия вполне заслуживает того, чтобы быть признанной, как жанр народного искусства. Если ее значение будет по достоинству оценено общественностью, то сами собой отпадут те трудности, с которыми приходится сталкиваться при ее преподавании.