Живопись в школе: работа с цветом.

Живопись – обязательный предмет в учебном плане нашей школы, важный для гармонизации, становления и развития как маленького ребенка, так и подростка.

Большое внимание (особенно в младших классах) уделяется работе с цветом. Мир ребенка — это мир цвета. Дети более восприимчивы и, соответственно, более чувствительны к цвету.  Целый день дети окружены различными цветами. Только во тьме цвет исчезает, только свет делает цвет видимым. Внутренне ребенок сопереживает тому, как в течение года изменяются цвета в природе.

Игра с цветом — одна из любимых игр детей всего мира. Она зависит от характера среды, которая их окружает. Повседневное окружение сильно влияет на обе стороны их жизни — дома и в школе. Обучение живописи становится такой игрой. Игра с цветами превращается в процесс обучения, ежедневные впечатления выражаются в языке цвета. 

Гете, великий учитель в области познания жизненных процессов природы, обращает наше внимание на свои доводы о цвете следующим образом: «Цвет — это элементарный природный феномен, предназначенный для нашего зрения; он выражает себя, как и все другое, через разделенность и контраст, через смешивание и объединение, усиление и разделение, который лучше всего наблюдать и понимать во взаимоотношениях с этими основными природными формулами». Свое учение о цвете Гете ставил выше всего другого, созданного им.

Настроениям нашей души мы можем найти подходящие цвета. А именно, мы можем рисовать цветовой круг и составлять ряд настроений: радость, грусть, стыдливость, задумчивость и т.д. И к какому же месту в цветовом круге принадлежат все эти настроения? Это часто может быть уравновешивающим действием. Нам часто необходимо исследовать, подходит или нет определенное настроение к определенному цвету. И таким образом схема соответствий между цветами и душевными настроениями может постепенно выстраиваться в цветовой круг — отправной пункт урока живописи. В трех начальных классах, когда дети в основном рисуют душевные настроения, предварительная работа учителя может стать хорошей поддержкой в его работе. Например: в басне встречается хитрое животное и вежливо-невинное. Это встреча двух абсолютно противоположных душевных настроений. Какие цвета нужно выбрать? Встречается ли цвет холодной гаммы с цветом теплой? Ищем ли мы цвет, уходящий внутрь или наружу? Такие размышления необходимы, дабы достигнуть хорошего диалога цветов.

«Что говорят друг другу красный и желтый? О чем-то веселом: они радуются друг другу.

Что говорит красный синему?
Нечто мужественное: они сильны и серьезны вместе.

А желтый и синий?
Они оба имеют тайну, познать которую могут только вместе: это зеленый. Это дарят они миру и этим украшают всю землю.

А черный и синий?
Они печальны и безмолвны.

Черный и красный?
Они пылают от ярости.

Синий и фиолетовый?
Они смиренны, кротки и набожны.

Красные тона разговаривают громко, они могут быть даже дерзкими.
Синие полны тишины, они всегда скромны. Зеленый надежен, он внушает доверие. Фиолетовый торжественен, желтый всегда радостен и готов на помощь.
Черный молчит».

Мы даем детям только основные, чистые цвета — желтый, красный, синий. Все вторичные, смешанные цвета дети учатся получать сами — сразу на белом листе, без палитры. Наши краски — это акварель, разведенная водой. Вода — родная для нее стихия: сияние, движение, блеск акварели лучше всего проявляются именно в воде.

Каждый цвет по-своему важен. Ребенок начнет узнавать части истории и учится отличать различные качества. Делая это, мы достигаем переживания ряда настроений, характеров и чувств, каждое из которых имеет место в цветовом круге: тщетное, мистическое, кокетливое, учтивое, изысканное, философское, задумчивое, робкое, сосредоточенное на себе, чувствительное, чистое, грустное, беспристрастное, пассивное мирное, застенчивое, робкое, спокойное, скучное, определенное, докучливое, лукавое, злобное, коварное, свежее, умное, счастливое, жизнерадостное, бодрое, восторженное, лучезарное, удовлетворенное, изумленное, ликующее, нетерпимое, активное, бесцеремонное, разгневанное, злое, опрометчивое, страстное, всепоглощающее, могущественное, смелое, гордое, величественное, царственное и т.д.

Каждый сможет найти личность или образ в истории, которые можно определить словом такого рода. Чем больше количество таких прилагательных (т.е. цветовых нюансов) в истории, тем живее образы и богаче краски, пробуждающиеся в детях. Это и есть основа для учителя и ученика в развитии органа, воспринимающего цвета внутри и снаружи нас.

На уроке у каждого ребенка стоят свои баночки с уже разведенной краской. Мы начинаем с того, что готовим лист, увлажняем его мокрой губкой. Как хорошие хозяева, ожидая прихода гостей, готовят свой дом, так и мы заботимся, чтобы цвет на листе не заскучал. Теперь мы пригласим его — широко, гостеприимно — на все пространство листа. И, если будем внимательны, заметим, как наш гость заполняет наш обычный дом собой, своей атмосферой, своим настроением.

И ребенок учится погружаться в переживание цвета и переживание души. В свободной цветовой фантазии ребенок упражняет свою душевную силу восприятия, учится сопереживать.

Здесь некоторые работы наших учеников.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.