9 и 10 марта в «Радуге» прошли семинары «Осознанный выбор вальдорфской школы». Родители учеников школы, как будущие, так и настоящие, учителя и просто все, перед кем вставал выбор школы для своего ребёнка, собрались в уютном музыкальном зале школы «Радуга», чтобы встретиться с Сергеем Петровичем Ивашкиным.
Справка. Ивашкин Сергей Петрович — высококвалифицированный, опытный педагог вальдорфской школы. В настоящее время — директор «Самарской вальдорфской школы». Один из лидеров вальдорфского движения в России. Прекрасно владеет теорией и практикой самоуправления в вальдорфских школах. Основатель ВальдорфТВ и просто интересный человек, общение с которым очень помогает и вдохновляет.
Семинар начался с разговора о… смысле жизни каждого из участников. И даже если кто-то ещё не определился с ним окончательно, то как минимум задумался!
Сергей Петрович делился богатым опытом классного вальдорфского учителя, в доступной форме рассказывал о принципах вальдорфского образования. А также подробно отвечал на самые сложные вопросы интересующихся, но сомневающихся родителей. И даже дал отличное упражнение для воспитания Воли, которое все участники проделали и прочувствовали на себе, как важно иметь в себе чёткую, твёрдую вертикаль и мягкую, гибкую горизонталь.
На семинаре поднимались следующие вопросы:
— старшая вальдорфская школа: её актуальность, специалисты в старшей школе, чей это выбор?;
— сможет ли ребёнок после вальдорфской школы, где свой собственный формат обучения, далее воспринимать знания, подаваемые в другом формате?
— как в вальдорфской школе способствуют формированию здоровой самооценки у ребёнка?
— как один классный учитель может вести основные предметы до 8 класса?
— как могут развиваться родители, ребёнок которых учится в вальдорфской школе?
— авторитет Семьи и учителя для ребёнка — что первостепенно?
— как постоянно поддерживать живой контакт с детьми?
И много других важных интересных вопросов прозвучало на семинаре. Сергей Петрович когда подробным ответом, когда шуткой отвечал всем участникам. Ему удалось создать атмосферу заинтересованной беседы, в которую был вовлечён каждый присутствующий.
Всех порадовал горячий обед и вкуснейшая выпечка в кафе школы. Будем рады новым встречам с Сергеем Петровичем!
Оксана Титова
У нас получилось!
Получилось пообщаться с интересным человеком, талантливым педагогом (испытано на себе) и то, что мы называем, профессионалом. Получилось почувствовать себя частью школы, познакомиться , или контактировать с родителями и учителями, когда бы ещё представилась такая возможность – всем оказаться частью большой игры. Да-да самой настоящей игры, где нужно было столкнуть противника и устоять самому, потому что его задача была такая же.
И вот, я прочувствовала роль игры, а ведь это одна из ценностей вальдорфской педагогики, так скажем, один из методов, и ужаснулась.
В 7 лет я отдала ребёнка в так называемую элитную школу. Мда… Что значит ломать природу ребёнка, стало понятно практически сразу же. Человека, который искренне верит в волшебство и сказку, полон жизненных сил и желания бегать, прыгать, кричать, петь песни, дрыгать ногами и валяться в снегу, топать по лужам, собирать камешки и просто заразительно смеяться, одевают в костюм и рубашку, дают неподъёмный портфель и отправляют в место, где нужно сидеть не двигаясь (сядь ровно, не крутись, куда полез, смотри на учителя и т.п.), потом на перемене играть в том же классе или вести себя прилично в коридоре (не носись, не шуми, веди себя как ученик – это же школа!) После уроков, короткими перебежками до дома, в кружок, секцию или к репетитору (потому что родители так решили, что для него это лучше), обратно домой и засел за уроки — побольше информации вбить, вколотить в маленькую голову человека, который верит в чудеса и ждёт от мира лишь добра и любви.
Я поняла, что недостаточно знать том, что есть какая-то вальдорфская, монтессори и т.п. школа, которая не такая, как государственная, надо разбираться в методиках. И чем раньше начать это делать, тем лучше для ребёнка. Лучше не делать ошибки, чем потом исправлять их.
Кажется, ну подумаешь, мы учились в обычной школе, и они выучатся. Так себе подход… А помните хоть что-то из школьных уроков, кроме таблицы умножения? Помните радость с которой шли в школу? Помните учителя, который был интересным и хорошим человеком? Помните учителя, который захватывающе рассказывал и вы можете повторить его рассказ, хоть сейчас? А что вам школа дала, к чему подготовила? Слушаться старших и делать, что говорят? Понимать, что у тебя нет будущего, потому что у тебя тройки? Ненавидеть Машу, дочку маминой подруги, потому что она отличница, спортсменка и просто красавица, и тебе этим «тычут» в лицо каждый день? А ждали, умирая от скуки, когда же это кончится…. урок, школьный день, учебный год, все эти десять лет учебы… Ждали, да ещё как, ведь школа, вроде как, — только незначительный этап твоей жизни, подготовка к взрослой жизни, где работа, телек, семья, дача. И вот, ты ждёшь когда же на работе обед, конец дня, конец недели, отпуск… и далее по кругу. Начальство, которое надо слушаться и делать что говорят, и твоё мнение редко кого интересует, ну, в общем, как обычно). Уже со школы жизнь – рутина, в которой изредка бывают праздники.
Бывает и по другому, семья – великая сила, которая может противостоять давлению этого мира, собственное желание развиваться, понимать жизнь, но мы сейчас о правиле, а не об исключениях.
Так вот, я про то, что не надо лениться и продолжать готовить своих детей к ЕГЭ. Это я поняла и говорю об этом, основываясь на опыте: маленькому человеку надо жить и радоваться здесь и сейчас, и школа, которая занимает в его жизни 60%, а потом и все 80% времени, – это место, где ребёнок чувствует себя комфортно и безопасно, где его принимают и любят таким, какой он есть, он получает знания в соответствии с возрастом (да, это большая разница, по сравнению с тем, чтобы посадить его за парту, с 1 по 11 класс в одной манере вещать правила с формулами и следить за его поведением), где развивается не только интеллект, но и чувства (когда ребёнок проживает, сопереживает и погружается в эпоху, да, теперь я могу это говорить с пониманием дела, а не просто как незнакомые слова), и волю – это «неведомый зверь», который не каждому знаком (когда морские котики на тренировке, стоят по шею в грязи, и достаточно шестерым отказаться стоять, как отпустят всех, но они стоят и ни один не выходит, а когда уже невмоготу – они начинают петь, поют и стоят, а сержант вне себя от ярости — вот это воля), а я никогда не задумывалась о значении воли, в воспитании ребёнка и в жизни человека. Не задумывалась.
Вот какие переживания, возникли на фоне семинара, хотя нет, это был не семинар, это было откровение. Когда вдруг ты начинаешь видеть очевидное и понимать простые казалось бы вещи. А Ивашкин — это человечище, и не потому, что добился успехов и состоялся, как профи, нет, он несёт свет, буквально, свет знания. Я так это ощутила.
Ещё поняла одну вещь — какие мы родители все разные (достаток, мировоззрение, интересы, никогда бы не подумала, что такие разные люди, могут хоть в чём -то сходиться), но в своём желании дать детям самое лучшее — мы едины. Что выяснилось — наши ценности очень близки: дети, любовь. Поняла, что очень легко подменить свои желания, которые как-бы то, что будет лучше ребёнку, на то, что действительно лучше для ребёнка (а в этом не так то легко разобраться — наблюдать, анализировать и делать выводы). Оказалось, все ответы были у меня под носом, но из-за лени не находилось времени хорошенько разобраться. А ценности у нас с вальдорфской школой, оказывается, совпадают! Ага! Кто бы мог подумать :)
Безусловная любовь, да, принятие, без оценок и условий, без планок, которым надо соответствовать. Любовь родительская, учительская — большая, добрая, сердечная.
Семилетия — жизненные циклы, этапы роста и развития. Увидели, вспомнили себя в этом возрасте и поняли в чём важность, когда на разных этапах к тебе по разному относятся, и условия разные для развития на каждом этапе, и так в течение всей жизни. Когда то через сказку, потом через логику, законы и правила, но прожить, пощупать, увидеть и понять. Да, понять самому: как действует, что происходит и почему. Орешек знания надо расколоть, попробовать, только тогда будешь иметь представление о нём. А не просто, если тебе рассказали что и как, фото в учебнике приложили, или еще лучше — сделай доклад, найди сам (вернее родители) информацию в интернете.
Мышление, чувства и воля. Думать, проживать и решать. Гармоничное развитие. Когда ты имеешь представление о мире, умеешь понимать свои чувства и чувства других людей, то можешь вовремя остановиться, иметь свое мнение, самостоятельно принять решение. Это конечно, поверхностно, без глубины, и пока сам не проживешь (прочувствуешь), не осмыслишь, то и не поймешь, не примешь как должно это принимать.
Мы ставили целью ощутить себя родительским сообществом, и ощутили. Мы ставили целью оказаться в среде единомышленников, и оказались. Мы ставили целью осознать свой выбор, выбор именно вальдорфской школы, и ведь осознали!
Дана Гасиева
В первый день, в музыкальном зале атмосферу создавали охапки свежих тюльпанов и горящая свеча.
С новой аудиторией всегда не просто, но не для Сергея Петровича, с ним, казалось, мы знакомы уже давно. Всегда важно даже не то, что человек говорит, а как он это делает. Насколько легко его воспринимать. Ивашкин — человек диалога, ему легко задать вопрос, не всегда он отвечает просто, бывает, что начинает издалека, и, кажется, что не в тему, но в итоге приходит к ответу и становится все понятно.
«Вальдорфская школа — это осознанная мать, любящая своего ребёнка и действующая в его интересах, в ней всё — для ребёнка», — и на душе как то сразу стало спокойнее.
Начали мы с простого:
Что для вас смысл жизни?
Аудитория подобралась разнообразная, но пришли мы к следующему:
- Это гармония внутри и гармонизация окружающего мира, которая приводит к целостности* (запомните это слово, оно важное)
- Жить согласно своей природе, развиваясь. Видеть и принимать природу в других.
- Учиться видеть мир, чтобы находить себя.
- Быть полезным, делать мир лучше.
- Передать детям лучшее и не навредить.
- Найти свою миссию в мире и выполнять её.
- Меняя себя, менять мир.
- Соединить свет внутренний и свет внешний (божественный свет).
Согласитесь, что все мы думаем в едином ключе. То есть не случайно мы собрались.
*Целостность (вальдорфско-антропософское понятие) — это когда человек посредством индивидуального развития, в конкретной ситуации интуитивно принимает решения здесь и сейчас, на благо, и не противоречит законам Универсума (Вселенной).
Вот, собственно, что мы вывели общими усилиями.
Тем, кого интересовала старшая школа, стало понятно, что идеальная картинка:
- класс 15 человек (потому что у подростка базовая потребность — общение со сверстниками, тусовка);
- дополнительные затраты на учителей-предметников;
- отдельное помещение.
И это всегда решение родителей.
Вот родитель, когда приходит в вальдорфскую школу не всегда понимает, что это родительская инициатива — школа была создана и существует благодаря родителям, которые видят ценность школы для своих детей. Это некоммерческое предприятие, здесь выгодоприобретатель — наши дети. Ради них мы здесь и сейчас в школе. Мы — и есть школа. Каждый родитель имеет право внести предложение, задать вопрос, решить возникшую проблему.
Интересно, что Сергей Петрович выделил три типа родителей, наверняка вы узнаете себя:
- Пришли спасаться.
- Ух ты, кажется здесь классно!
- Люди чаще всего высокого социального статуса, которые понимают ценность школы для своего ребенка.
В вальдорфской школе не ставят оценок. Как же работает эта система? Ребята рассматривают свои неподписанные работы все вместе и отвечают на вопрос: «Насколько выполненная работа соответствует заданию?» Обсуждают, делают замечания по каждой работе и потом, по необходимости, вносят исправления. Даже если ребёнку тяжело даётся учеба, у него всегда есть возможность проявить себя. И ведь безоценочная система — это безусловная любовь)
Почему в вальдорфской школе очень много разных видов деятельности? Помимо развития и практических навыков, которые приобретает ребёнок, есть множество возможностей проявить свой талант и раскрыться. Ведь в разной деятельности, ребёнок ведёт себя по-разному. Следовать природе ребёнка — наблюдать его деятельность и вдохновлять его. Поэтому критикует вальдорфский учитель (если это крайне необходимо) один на один, а хвалит всегда публично. В нашей школе важен процесс, а не оценка деятельности.
Интересная рекомендация от ведущего семинара: Устраивайте семейные чтения, читайте друг другу. Ценность этого очень велика. Как вариант — Толкиен, «Властелин колец». Для каждого возраста в этой книге найдется что-то своё — интересное.
Очень важный вопрос, который был затронут, — воспитание мальчика. Как это в вальдорфской школе? Мужчина сам должен до всего дойти, понять и достичь. Самостоятельно. Преодолевать препятствия внутри и снаружи. Поэтому у нас походы, мастерские (особенно электроинструменты), регулярные спортивные тренировки в мужской! компании. Очень важно для мальчика — разговор с отцом наедине (без едких замечаний мамы). Мужская компания, физические нагрузки и много еды сделают из вашего мальчика — мужчину, усталого, но счастливого.
Так вот, вернусь к игре. Как там поётся: «Что наша жизнь? Ииииграаа.» Как же весело было всем. Столько смеха и радости от взрослых людей, которые с детской непосредственностью погрузились в игру «Пингвины», смысл которой — устоять, столкнув другого. Мне кажется женская половина не так серьезно отнеслась к игре, как мужская, если женские пары позволяли себе отдохнуть, мужчины, даже мысли не допускали, что можно пойти на компромисс, только победа! У игры оказался достаточно глубокий смысл: кроме того, что мы познакомились, поняли, что все мы разные и в своих проявлениях не можем скрыть свой характер, мы проявили волю — поставить цель, достигнуть цель. Ощутили, что такое концентрация — оказаться здесь и сейчас, почувствовать вертикаль, которая как бы проходит через позвоночник и делает нас устойчивыми. И, в то же время, расслабленность в руках и плечах, которая позволяет делать манёвры руками. Эмпатия — я с тобой взаимодействую, но я остаюсь в себе. На тот момент для нас оказался очень важен телесный контакт, мы все, как будто освободились от напряжения. Все вокруг сразу стали ближе и роднее. Игра объединяет — всем стало очевидно, потому что игра — это настоящее. А для ребёнка игра — это жизнь. Играть — делать — радоваться — учиться. То есть у ребёнка есть интерес, к тому, что он делает — так он учится, плюс любовь к учителю. Ещё одна ценность вальдорфской школы.
Если вы хотите, чтобы ребёнок что-то делал, делайте вместе с ним. Ваша уверенность придаст ему силы.
Кто же такой «осознанный родитель вальдорфской школы»? Это человек, который понимает что и почему делает он сам, что и почему делает учитель, что и почему делает ребёнок в школе.
Для родителя вальдорфская школа — это, прежде всего, возможности: попробовать себя в новой деятельности (походы, театр, ремёсла, праздники), развиваться вместе с ребёнком, понять ребёнка (получая знания об особенностях возраста и т.п.)
Интересна была тема питания. Чем младше ребёнок, тем важнее питание. Как с помощью питания регулировать поведение ребёнка. Говорили о том, как вреден сахар. О том, что зависимости не возникают на пустом месте и корень зла — сахар из детства. Что делать? Начинать день ребёнка с цельнозерновой каши. Сахар максимально ограничить. То же самое касается мультиков, ТВ и гаджетов.
Свобода в вальдорфской школе — это свобода созидания.
Религиозность в вальдорфской школе — это понимание живого, души (живое дерево, живая собака).
Меня лично интересовало, как правильно и грамотно транслировать информацию о школе во внешний мир? В вальдорфской школе развиваются мышление, чувства и воля. Над этим стоит подумать.
Первый день получается представлен тезисно, потому что прошел в режиме вопрос — ответ. Возможно вы найдете ответы и на свои вопросы.
Мы разошлись, в большинстве своём, удовлетворенные совместно проведенным временем. С глубоким уважением и благодарностью к Сергею Петровичу за терпение и развёрнутые ответы.
Дана Гасиева
На второй день эмоции улеглись, осталось настроение работать. Понять своё место в школе, применить свои опыт знания и умения на пользу школе, начать действовать. И начали обобщать, упорядочивать всё, о чём говорили в первый день. Прояснилось следующее.
Наши родительские ценности: основа гармоничного развития Я (устойчивая вертикаль) — это гармоничное развитие чувств, мышления и воли. Особенно воли, которая в нашем современном обществе не вполне развита, что приводит к зависимостям (негативным последствиям). В этом у нас, у родителей, полное созвучие с вальдорфскими ценностями.
Невероятная по точности и образности версия: учитель — это дерево, у него есть устойчивая вертикаль — ствол, ресурсы он черпает корнями, ветвями сохраняет баланс, дерево растёт и меняется, дереву проще и лучше в роще (в кругу единомышленников, в сообществе родителей), дереву нужен свет (Божественный свет, свет знания, информация), который он перерабатывает в полезные питательные вещества, без которых не может появиться и расти плод (ребёнок), который, в свою очередь, является носителем семени и ценностей, которые свойственны этому дереву.
Так, что же нам делать:
Быть
Быть в гармонии с миром
Быть полезным
Быть вместе с другими
Видеть, наблюдать
Меняться
Улучшать
Передавать опыт и знания
Найти гармонию в себе
Нести гармонию во внешний мир
Принимать в себе Божественный свет
Понять и принять целостность себя и мира
Давайте зададим себе простой вопрос: для кого наша школа?
Ответ очевиден — для детей. Дети — вот, кому будет в школе хорошо или плохо, в зависимости от действий родителей и учителей. Мы лишь инструменты, которые помогают или мешают процессу образования, развития наших детей в школе. Задумайтесь, и, делая предложение или принимая решение, подумайте, прежде всего, с позиции ребёнка — что он получит или потеряет.
Вальдорфская школа невозможна без искренности и смелости, так говорили отцы-основатели. Давайте будем им верить. И в процессе работы будем понимать, что положительным мы считаем всё, что помогает педагогическому процессу, и негативным — всё, что мешает.
Структура самоуправления в вальдорфской школе:
- Попечительский совет
- Совет школы — Педколлегия
- Исполнительный директор
- Финансовый совет
- Родительский круг
В каждом классе: учитель и представитель родителей (Классный представитель)
Мотивы родителя, который готов стать Классным представителем:
- Высокая личная сознательность и высокий уровень ответственности
- Беспокойство за организацию работы и существование школы
- Желание иметь скидки, бонусы, выгоды
- Самореализация
Как сделать правильный выбор Классного представителя?
Главное — настрой, ведь начать действовать — это уже 50% успеха. Не обесценивайте предложения и идеи, забудьте свой неудачный прошлый опыт, и у нас обязательно всё получится.
Как же нам распознать активного родителя, компетентного, полезного для процесса, человека, который умеет ставить цели и достигать их? Через совместные действия. Друзья, наблюдайте на классных и школьных мероприятиях, где могут проявится скрытые таланты родителей.
- В командных играх
- Узнать и прислушаться к мнению классного учителя
- Провести выборы в классе
- Понять что нужно нашим детям, что Я лично могу сделать для школы, что я могу сделать совместно с родителями, учителями, в каком действующем или запланированном проекте я могу поучаствовать, который поможет нашим детям получить то , что им нужно.
- Возможно, выбрать одного представителя на несколько малочисленных классов.
Как выявить Классного представителя?
- Создать в классе мероприятие (спектакль, поход, праздник)
- Всем (учителю, родителям) наблюдать за тем, кто как действует
- Выявлять инициативных, самостоятельных, уравновешенных, мудрых, моральных, умеющих довести дело до конца
- Проверить (опросить), что ценности человека совпадают с ценностями школы
- Узнать насколько человек успешен в жизни
- Желает ли человек участвовать в общественной жизни
- Установить испытательный срок (например 6 месяцев) и по результатам работы (исполнения обязанностей), переизбрать.
Критерии выбора Классного представителя:
- он должен знать о вальдорфской школе, традициях, учителях, структуре
- уметь согласовать цели и задачи
- уметь поддерживать обратную связь
- активно участвовать в мероприятиях класса и школы
- быть коммуникабельным
Ответственность Классного представителя:
- Классный представитель должен быть, прежде всего, лидером для остальных родителей. Тем человеком, которого готовы слушать и чьи идеи готовы поддержать и исполнять.
- Он должен быть проводником между родительским кругом и родителями.
- Классный представитель, являясь членом родительского круга (в данной версии подразумевается, что родительский круг состоит из классных представителей, а один или два классных представителя из родительского круга являются членами совета школы), должен информировать остальных родителей класса о решениях, принятых в совете школы и, соответственно, внутри родительского круга. В тоже время, он должен выслушивать и принимать пожелания от родителей, доносить их до родительского круга.
- Должен обеспечивать связь между учителем и родителями. Если у родителей есть вопросы к педагогическому процессу, то они сначала задают их классному представителю, а он транслирует их учителю.
- Классный представитель должен понимать какие способности и возможности имеются у остальных родителей в классе. Какие функции они могут выполнять при организации различных мероприятий. На основе этих возможностей классный представитель должен распределять обязанности между родителями.
- Функция модератора. Контроль за выполнением распределённых обязанностей.
- Является лидером классного сообщества и несёт личную ответственность за свои действия и действия класса.
По итогам семинара хотелось бы сделать выводы:
- Мы активные, осознанные вальдорфские родители — мы есть
- Мы готовы работать в созвучии с ценностями вальдорфской школы и на благо вальдорфской школы
- Основной задачей на ближайшее время ставим создание структуры самоуправления вальдорфской школой
- Первый шаг в этом направлении — выборы Классных представителей
- Главное — безопасная, комфортная вальдорфская среда, для развития и обучения наших детей.
Мы — команда )
Дана Гасиева