Развитие воли: подходы вальдорфских учителей и бизнес-тренеров

Пара слов обо мне: отец троих детей, учащихся в воронежской вальдорфской школе «Радуга». Мне было интересно, как развивать в детях волю. Купил вебинар известных бизнес тренеров на эту тему, поучаствовал в семинарах вальдорфских педагогов про «хочу» и «надо», порадовался, как совпадают их рекомендации, написал эту статью.

Введение

Кто хочет быть хорошим родителем и правильно воспитывать своих детей? Все. Но правильно – это как?

Правильно – это так, чтобы дети радовали нас – родителей, чтобы они раскрыли и максимально реализовали свой потенциал, чтобы они были успешными и счастливыми, а также вырастили своих детей успешными и счастливыми. Наверное, это то, что объединяет желания всех родителей. Индивидуальные отличия только в том, что вкладывается в понятие успеха и счастья. Для кого-то успех и счастье – это вхождение в 3% самых богатых людей планеты или в рейтинг Forbes. Для других – это жить в гармонии с самим собой и окружающими, найти дело, которое нравится, и заниматься им, получая удовольствие и денежные средства. И так далее.

Осенью 2017 года вальдорфский учитель из Германии Петер Лампазиак провёл семинар для родителей воронежской школы «Радуга», где рассказал про то, что вальдорфская педагогика выбирает методы воспитания детей в зависимости от их возраста. Есть деление на семилетия, но и в семилетиях отмечают особые возрасты. Например, 3 года, когда ребёнок начинает осознавать себя, 9 лет, когда у ребёнка спадают «розовые очки» и он видит мир без прекрас и так далее, с примерами типичного поведения, подтверждающими правильность модели. В первом семилетии дети подражают родителям, во втором семилетии для них авторитетом становится учитель. Говоря о юности, он сказал, что развитие идёт только на энтузиазме и всё, что могут сделать родители и учителя, – это заражать своим энтузиазмом.

Как же добиваться того, чтобы детям захотелось что-то сделать? Начать что-то полезное и не бросить с первыми трудностями. Индустрия развлечений, опираясь на научные исследования, развилась так, что затмевает все желания, ведущие к развитию. Люди могут целыми днями сидеть в социальных сетях, смотреть видео и картинки вместо того, чтобы получать физические и интеллектуальные нагрузки, наслаждаться созиданием. Прогулкам по лесу предпочитают шопинг, созданию поделок – игру на планшетном компьютере. Детям прививается потребительство и праздное времяпреровождение. Пагубность этого очевидна.

Летом 2018 года в вальдорфской школе «Радуга» прошёл семейный палаточный лагерь с отвечающей на поставленный вопрос темой семинаров для родителей: «Что такое «Надо». Воспитание воли». Этим же летом самый известный в России бизнес-тренер – Радислав Гандапас решил провести вебинар «Развитие лидерства в ребёнке». Обычно он учит развитию лидерства у взрослых, но имея четырёх детей, согласился поделиться тем, как считает нужным воспитывать их. Семинар был совместным – с его женой Анной Видуецкой, главным воспитателем их детей. Лидерство включает в себя и инициативу, как деятельную волю, и ответственность, и «хочу», и «надо». Поэтому вебинар был про то же – про развитие желания у детей что-то сделать.

В данной статье предпринята попытка сравнить подходы к воспитанию воли вальдорфской педагогики, основанной 100 лет назад на учении Рудольфа Штайнера, и бизнес-тренеров, изучивших современные наработки и имеющих соответствующую практику.

 

Подход к раскрытию темы

Первое, что бросается в глаза – это подход к раскрытию темы.

Виктория Николаевна Белова, вальдорфский учитель, начала с призыва послушать речь на русском, немецком и английском языках, вовлекла родителей в размышление, в каком языке больше проявляется мышление, чувства и воля. Предложила высказаться, где географически в культуре народов превалирует мышление, чувства, воля. Именно на эти составляющие разделяется человек для лучшего понимания в вальдорфской педагогике.

Вспомнили Обломова с его прекрасными мыслями и чувствами, индийских йогов с волей в бездействии, с замедлением дыхания, чистоту в Европе и экономические институты в США. «Вольному воля» — свобода. «Сила воли» — принуждение. Воля – это и «хочу», и преодоление «не хочу».

Мышление, чувства и воля могут прийти извне, а могут идти изнутри. Мысли и чувства легко переходят, а воля – сложно. Бывает, что мы сами ставим себе цель, а бывает, что она манит.

Если мышлению учат в общеобразовательной школе, чувства развивают в музыкальной и художественной школе, то где и как растёт воля? После пробуждения интереса, давались ответы.

Анастасия Владимировна Елисеева на втором семинаре, который был посвящён возрасту 9 – 11,5 лет, сказала, что воля в основном формируется до 7 лет. Но и потом ещё можно что-то сделать, как можно что-то придумать с домом, у которого треснул фундамент. Очень образно.

Наталья Николаевна Князева, которая рассказывала про 12 – 14 лет предложила родителям вспомнить себя в эти годы, поделиться тем, что происходило, и потом объяснила всё услышанное с помощью вальдорфской модели пробуждения «я» в этом возрасте.

Радислав Гандапас рассказал в своей презентации, что развитие – это рост какой-то способности. Есть физическое развитие (способность быстро бегать, высоко прыгать, преодолевать ребёнком большие расстояния), эстетическое развитие (способность отличать произведения искусств, например, музыку Гайдна от музыки Глинки), интеллектуальное развитие, духовное развитие, развитие речи и т.д.

Далее он поставил вопросы: для чего нужно развитие, где учат лидерству. И с помощью картинки с оленеводом на санях и собачьей упряжкой показал, что родители будущего оленевода не отдадут ребёнка в секцию кикбоксинга или художественную школу.

Другую крайность он проиллюстрировал упрёками старшего поколения: «носка себе заштопать не могут», «еду себе не приготовят» и т.д. Но при сегодняшнем разделении труда, глобализации и технологиях современной женщине, может, и не надо всё это. Изучив сферу информационных технологий или построив бизнес, к ней в семью может приходить повар, который готовит так, что она никогда и не научилась бы.

Бизнес-тренер привёл свою таблицу возрастов и их особенностей. Продемонстрировал различные позиции родителей в выборе школы, доказал, что развитие – это всегда стресс, что просто любить – это мало, рассказал, как они с женой прививали обязанности по дому у себя в семье.

 

Таким образом, вальдорфские учителя не стали сразу давать готовых ответов, а предоставили возможность поразмышлять, почувствовать, захотеть разобраться в вопросе. Создали условия для постижения темы семинара через сочетание таких видов деятельности, как мышление, чувствование, проявление воли.

Радислав Гандапас задействовал только мышление. Он рассказал, что такое развитие, для чего оно нужно, привёл примеры из жизни, которые помогли запомнить информацию на уровне образов.

 

Тенденция реализовать в детях свои «хочу»

И вальдорфские учителя, и бизнес-тренеры, все коснулись такого частого явления, как развитие в детях того, что не хватало или не хватает родителям. Если в вальдорфе просто упомянули это явление, то Радислав привёл целую классификацию.

  1. Бывает так, что родитель не состоялся, как хоккеист, но толкает в хоккей ребёнка, даже если это Наташа. Он хочет, чтобы ребёнок добился того, чего не добился родитель.
  2. Ещё одно направление – отдать ребёнка Плющенко или «поющему богу», чтобы потом в беседе со знакомыми упомянуть данный факт и повысить свой социальный статус.
  3. Пятилетние дети по восемь часов в день занимаются вокалом, и родители искренне считают, что делают ребёнка счастливым.

На вальдорфских семинарах говорилось о том, что не надо подавлять волю ребёнка, она прорастёт сама. Нужно с удовольствием мыть посуду, и дети это скопируют в раннем возрасте, задавать ритм и обязанности войдут в привычку в возрасте чуть постарше, показывать больше возможностей – когда дети повзрослеют.

То же самое говорят и бизнес-тренеры, но добавляют, что надо не просто, чтобы ребёнок чего-то захотел, а мог и обосновать своё решение. Не просто «хочу», а почему. Да, надо помочь ребёнку захотеть, но надо научить и объяснять свои желания. Это поможет идти к своим желаниям, бороться и идти.

 

В качестве упражнения предлагается каждый день ребёнку говорить: «Что ты хочешь?» Это тренировка понимания того, что конкретно хочется. Хотя, вальдорфские педагоги предостерегают от раннего спрашивания: «Что ты хочешь?», призывают больше наблюдать и не поддаваться первому впечатлению, так как очень легко выдать своё желание за желание ребёнка.

 

Что такое воля и как её развивать

На вальдорфских семинарах было показано, как младенец чётко «знает», что ему надо: кушать, спать, выводить. Затем добавляется желание играть. Появляются разные «хочу». В это время нужно внимательно смотреть, откуда они пришли. Например, тяга к компьютеру часто приходит от родителей. Дети просто копируют, как папа работает за компьютером, начинают так же «работать». При этом нет простых действий, развивающих волю, нет запаха, как при выпечке, нет выливания грязной воды, как после мытья пола. Повторить нечего, кроме нажимания кнопок.

Памперсы и ходунки, по мнению лекторов, отодвигают развитие воли. Репетитор в первом классе – это подавление воли ребёнка. Аниматоры и прочие развлечения не дают развиваться воле.

Сначала (в год — полтора) ребёнок может бросать ложку и родителю надо её поднимать, затем ребёнок может просить поиграть – построить, например, башню, и тут надо помочь. Всё это развитие воли. При этом нужно следить, чтобы 80% времени ребёнок играл сам, а 20% — помогали родители. Воля рождается из самого ребёнка. Мотивацию нельзя насадить – только разбудить, чтобы она сама росла в ребёнке.

Очень важно до 9 лет, чтобы «я хочу» равнялось «я могу». До этого возраста дети находятся в полном единстве с миром, им хочется всё потрогать, развернуть, посмотреть, что внутри, дойти до самой сути во всём. Это волевое движение. От него дети – «почемучки». В этом возрасте нельзя давать неисполнимую задачу. Если ошиблись и дали, то нужно помочь. Например, попросили набрать банку земляники. Если видно, что не справляется, то надо собирать вместе. И объяснять нужно доступно. Например, в 7 лет: дети – от любви, бумага из дерева, ветер дует, потому что стало жарко, а никак из-за разности давлений. В 9 лет можно и более теоретично объяснить. Иначе почувствуют «не могу понять», «не могу», и это прибьёт волю.

Игры должны быть свободными, например, построить дом, запеленать куклу, попрыгать через скакалку. Только так создаются условия для проявления воли. А это и есть задача родителя – создать условия. Ведь, если посадили розу, потом решили подуть холодным ветром (пусть привыкает), посыпали снегом (в жизни всякое бывает), что будет? Или погибнет или будет шиповником. А розу надо поливать, создавать благоприятные температурные условия. Именно так и делают в вальдорфской школе. Из неё не выходят те, кто думает, что все кругом добры. Выпускники знают, что есть и войны, и подлецы. В школе растят добрых воинов, человека, который готов что-то менять.

В 7 лет рождается фантазия. Это тоже воля. Готовая Барби убивает фантазию. Много игрушек отнимают возможность радоваться малому. Еда не должна быть сама собой разумеющейся. В 10 – 11 лет ребёнок должен сам себя обеспечивать. Тогда он будет волевым и ответственным. И далее сила воли нарабатывается трудностями. Труд и трудности – однокоренные слова. В 14 лет детям надо дать пережить трудности, последствия своих поступков. Чем меньше постелим соломки, тем сильнее будет ребёнок.

 

В вебинаре бизнес-тренеров тоже говорится, что воспитание и развитие противоречат комфорту и безопасности.

Например, родитель видит, как мило свернулся и спит ребёнок, хочется, чтобы он ещё поспал, но надо встать, умыться холодной водой, сделать зарядку. На каникулах хочется, чтобы ребёнок отдохнул, поиграл в игры, посмотрел мультики, но для развития надо, чтобы читал не менее определённого числа страниц в день. Развитие – всегда стресс и сердце родителя часто не находит правильного решения.

Живая материя от неживой отличается тем, что, если на машине много ездить, она развалится, а в гараже сохранится. Лошадь сможет больше скакать, если на ней регулярно ездить. Если её не выводить из стояла, сытно кормить и давать много спать, она погибнет. Стресс – необходимое условие развития живой материи. Для ребёнка нужен стресс и родители должны помочь ему пройти через все стрессы.

Так же, как у вальдорфцев, есть отсылка к возрастным отличиям. Только шкала другая. В 5 лет мир для ребёнка – это его родители. Они не должны кричать на него, не должны оставлять одного в магазине, даже делать вид. Потому что, мама – идеал, а если идеал делает такое, что ждать от других. Уговоры что-то сделать в 8 лет не сработают. Логика не работает, подкупы — не на долго. Играть и отдыхать – вот, что естественно. Именно на этом построены современные системы обучения. Поэтому в 8 лет можно поиграть в варку супа, уборку и так далее. И своё дело сделаем, и ребёнок разовьётся.

В 16 лет другая игра. Например, так: «Хотел бы обыграть отца в гольф? Позанимался бы гольфом 5 дней, это достаточно, чтобы прокачать навык, а потом обставил бы отца».

Для дошкольного возраста родители – идеал. Если на глазах ребёнка обсуждать повышение или предложение развить бизнес и говорить, как это трудно, а сейчас и так тяжело, то ребёнок снимает это на уровне жизненной философии. Он будет рассуждать так же, когда будет принимать решения.

Ни няня, ни гувернёр, ни школа не разовьют в ребёнке инициативу и ответственность. Это элементы лидерства. Их не развить в ребёнке, не развивая в себе.

Государственная школа выполняет государственный заказ, а не родительский, она не даёт навыки индивидуального развития, не даёт демонстрировать собственный, нестандартный взгляд, она стремится сломать индивидуальность детей. А сегодня креативный подход в наибольшей степени определяет успех.

Инициатива вырастает сама, однако, с ответственностью такого не происходит. В 7 лет начинает бурно расти инициатива, поэтому пора в школу. Нежелание ходить на занятия спортом не уравновешено ответственностью. В 12 лет начинают проскакивать такие поступки, как вернуться и проверить, выключен ли свет. Это растёт ответственность. С 13 до 70 лет период лидерства – инициатива и ответственность развиты больше всего. В 70 люди экономят свою энергию, инициативность снижается. Менять квартиру не хотят, новые вещи не хотят, так как привыкание к новому энергозатратно.

Ответственность – способность предвидеть последствия своих действий и бездействия, жить с этими последствиями.

Инициатива – деятельная воля к изменению существующего положения вещей. Это не просто «хочу», а действия.

 

Рассмотренные вальдорфскими педагогами «хочу» и «надо» очень похожи на инициативу и ответственность, описываемые бизнес-тренерами.

 

Способы развития инициативы или «хочу»

Все лекторы говорят о том, что инициативу нужно поощрять, не наказывать, показывать возможности.

Бизнес-тренеры утверждают, что достаточно не наказывать, но лучше поощрять. Например, дочка помыла посуду, всё кругом мокро, пол вздулся… Нужно поощрить. Потом можно показать последствия действий – менять ламинат, делать ремонт соседям снизу. Сын разбил вазу. Как разбил? Хотел поставить красивее – молодец. Нельзя начинать с критики, так гасится инициатива. Если человек теряет что-то лично, то он лучше понимает последствия. Для взрослых инфантилов не понятно почему нельзя садиться за руль пьяным, даже когда говоришь им что можно кого-то сбить. Только лишение прав доходит до них. Поэтому наказание – это не месть, а показ последствий. Когда последствия закрепятся на эмоциональном уровне, потом придут и на уровне осознания.

Вальдорфские педагоги говорят, что детям нужно постоянное ощущение «Я могу», чтобы не «прибить» волю. Они призывают показывать ребёнку больше возможностей, больше давать что-то попробовать, в том числе спорт, музыку, рисование, рукоделие, походы и так далее.

Радислав Гандапас настаивает, что ребёнку нужен опыт побед. В его картине мира должно сформироваться: «Я смогу!» Можно отдать в спорт, где по физическим показателям ребёнок сможет победить, можно в музыку – там тоже есть концерты – соревнования. И награды должны быть дома на виду.

 

Способы развития ответственности или «надо»

Если родители не прислушались к рекомендациям вальдорфа и не делали всю работу с удовольствием, то у детей к 7 – 9 годам, скорее всего, будет нежелание мыть посуду и пол, делать уборку и другую работу по дому. В этом случае рекомендуется задавать ритм, то есть делать действия регулярно. Например, Виктория Николаевна Белова предлагает поручить ребёнку покупать хлеб или выносить мусор – делать что-то на общее благо. Если хлеб не куплен – всё, семья сидит без хлеба. Если постоянно придерживаться этого правила, то ответственность за хлеб войдёт в привычку. В итоге, к 12 годам дети либо радуются, делая работу по дому, либо смиряются. Но в 14 лет, по словам Натальи Николаевны Князевой, бацилла провокаций заражает даже самых послушных детей. Если нет привычки что-то делать самостоятельно, то уже поздно, так и будут всю работу выполнять другие. Кнопка с объяснениями работает, но не долго. В этом случае остаётся одно – менять себя. Надо доделать ремонт, делать уборку, очистить двор от мусора и молчать о своих подвигах. Тогда ребёнок неожиданно сделает так же. Ещё один способ развития «надо» — если ребёнок не делает уроки, то из роли надсмотрщика нужно перейти к роли заинтересованного зрителя. Анастасия Владимировна Елисеева рассказала про воспитание вопросами. В 14 лет можно спрашивать почему всё плохо, докапываться, и до ребёнка доходит, он не признаётся, но через некоторое время всё делает, как надо, например, моет посуду. Главное при этом не сказать: «Я же говорила».

Аналогичную рекомендацию с развитием привычки даёт и Радислав Гандапас. Они с семьёй поиграли в игру – стали выписывать все обязанности по дому, называя их по очереди. Кто думает больше 5 секунд, тот выбывает. Таким образом, составили список из 19 пунктов. Расчертили колонки с именами родителей и детей, предложили расставить всем членам семьи, кто, за что отвечает. При этом ответственность не означает, что именно этот человек и исполнитель. Ответственный должен организовать, проконтролировать или ещё и выполнить работу, за которую взялся. Их сын тогда выбрал один пункт – заправлять кровать. Потом, через какое-то время регулярного контроля выполнения данного договора, сыну ненавязчиво предложили немного уравновесить таблицу, так как мама оказалась чемпионом по количеству возложенных на неё обязанностей. Сын взял выгул собаки. Таблица расширялась, переписывалась, жила, включились младшие дети. Через 5 лет бумагу потеряли, перестали контролировать, но привычка осталась. Прекратилось сопротивление, всегда можно сказать: «Ты же сам выбрал». И здесь главное – поощрять, не наказывать.

 

Заключение

Несмотря на различие подходов в том, бытиё определяет сознание или наоборот, вальдорфские педагоги и бизнес-тренеры говорят во многом одно и то же о том, как развивать волю в ребёнке.

Чтобы ребёнок захотел что-то сделать и сделал, надо показать варианты, возможности. Поощрять инициативу, проявление ответственности, волю.

Если не развивать волю, то согласно высказыванию вальдорфских учителей, уже в 10 лет можно увидеть скептиков. А бизнес-тренеры рисуют картину с психиатрическим диагнозом — инфальтильный гедонизм. Это застывание развития инициативы и ответственности на уровне 5 лет – попытка построить жизнь так, чтобы бесконечно получать удовольствия, ничем не отвечая, не совершая действий. Например, «удачно» выйти замуж – путешествовать, развлекаться; яхты, звёзды, еда в ресторане. На вопрос «Чем занимаешься?» женщины-инфантилы в 20 лет отвечают: «Ничего не делаю, ухаживаю за собой, у меня дорогая косметика». И мужчины с неразвитым лидерством хотят ничего не делать, устроиться так, чтобы деньги «заносили».

Анна Видуецкая рекомендует выбирать школу, секцию, кружок, посетив их несколько раз, понаблюдав за чужими детьми, их родителями, педагогами, пообщавшись. Тем самым формируется окружение, в котором, не создаются условия для отрицательного влияния. Виктория Николаевна Белова тоже говорит о необходимости организовать ребёнку пространство и время, но не для ограничения влияния извне, а для проявления воли ребёнка.

Радислав Гандапас рекомендует повозить детей по странам (но не туда, где отдых и программа «Всё включено»), чтобы захотелось выучить язык или поступить в вуз за рубежом, предложить попробовать другую школу, лагерь, тренировку, посмотреть соревнование. Чтобы ребёнок не только увидел, но и попробовал. Тогда будет огромный шанс, что он захочет что-то сделать и сделает.

Борисов В.Л.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.