О религии в школе

Когда у людей возникает вопрос о религии в нашей школе, прежде всего надо выяснить более конкретно, что человек имеет ввиду, что его интересует. Само понятие «религия» весьма широко, и не следует сводить его к вероисповеданию или к церкви. Буквальный перевод этого слова с латинского «воссоединение». Вопрос с чем?

У нашей школы задача чисто педагогическая. Это светская школа. Вместе с тем мы уделяем внимание вопросам морали, стремимся к тому, чтобы наши ученики выросли духовно богатыми людьми. «Мы стремимся дать всем нашим ученикам моральное воспитание. Это моральное воспитание строится прежде всего на чувстве благодарности. Благодарность – фундамент человеческой морали… Чтобы дать это воспитание, мы опираемся на такое понимание жизни, где во всём, что нас окружает и в нас самих мы видим проявления высших сил, Творца, Бога. Мы стремимся воспитать религиозное понимание жизни на основе символов и уподоблений, найденных в природе». Задача школы — «применяя методы обучения, основанные на углубленном знании человеческой природы, воспитывать детей здоровых и крепких телом, со свободной душой и ясными мыслями» (цитаты из педагогических лекций Штайнера). В учебном плане нашей школы можно увидеть такой порядок тем, на который опирается решение этих педагогических задач.

В начальном классе базовым материалом для рассказывания являются сказки, причём, народные сказки. Именно такие сказки – зерно, в котором хранится всё, это – источник. В первом классе – рассказы о святых и басни. Это разделение на два пути, которыми может идти человек – следование животной природе и стремление к высшему, тому, что присуще только человеку. Во втором классе – истории из Ветхого завета. Он несёт нам не только образ возникновения мира, но и мысль о том, что в мире есть незыблемые, данные свыше законы (10 заповедей). И увильнуть от них, обойти их невозможно. Далее ученики узнают северную мифологию и, вместе с историей, индийскую, египетскую, греческую, мифологию Персии и Междуречья. Мудрость, пронизывающая эти древние источники, работает глубже и надежнее, чем сочинения писателей, а, тем более, чем морализация учителя. Рассказывая на уроке, опираясь на этот богатейший, проверенный временем материал, учитель затрагивает моральные вопросы, но не говорит об этом напрямую и не судит учеников. Они невольно примеряют на себя положения, ситуации, мысли героев. Дальше подросток развивается, отодвигаясь от мифов, легенд и вопросов бытия. В старшей школе этот вопрос возвращается на уроках философии, где изучается классическая философия от древних греков до Декарта. Выбор тем для рассказов на уроках связан ещё и с возрастом детей, соответствует их душевному состоянию в каждом классе.

Совершенно другое – школьные праздники. Они связаны с временами года, с традициями, живущими в обществе, некоторые опираются на учебный материал.

Праздник встречи (1 сентября), праздник урожая, праздник фонариков, целые циклы, посвящённые Рождеству и Новому году, масленице, праздник пап и мам, День памяти Великой Отечественной Войны, праздник прощания (последний звонок).

Часть этих праздников у нас в стране принято считать религиозными. Эти праздники уже вышли за рамки религии и вошли в жизнь всех людей. Но на самом деле это уже в большей мере традиционные праздники. Безусловно, их корни лежат в религии, их отмечает церковь, но большинство населения отмечает Рождество, не заходя в храм, а просто зная, что стоит за ним, за новогодней елкой, подарками. Существуют праздники, которые родились еще до христианства и после его принятия получили христианский смысл. Разбираясь в праздниках, можно обнаружить многослойность некоторых из них. Какие-то пришли с дохристианских времен, какие-то родились уже в советское время, все они преобразовались, и, как правило, потеряли исключительно религиозную природу. Есть такие, которые ещё в ранние христианские времена смешались с праздниками–предтечами.

Да, мы отмечаем всей школой эти праздники, но не по правилам какой-либо церкви. Мы делаем это ради того, чтобы пережить с ребятами годовой ритм, связанный с природой, человеческой душой. Те праздники, которые выжили, прошли проверку столетиями, несут в себе традицию, являющуюся опорой для жизни души ребёнка, для переживания им устойчивости общества, в котором им довелось жить, для развития морального в детях.

Князева Н.Н.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.