Информационный дайджест Ассоциации вальдорфских школ России. Декабрь 2018

V Ежегодная Всероссийская Конференция Вальдорфских Родителей и Педагогов
Сочи, 16-18 ноября
В Сочи состоялась очередная всероссийская конференция вальдорфских родителей и педагогов. Программа получилась плотной: лекции, общение в группах, мастерские, кейсы от родителей, знакомство с новой школой, запуск новых проектов. Масса информации о сообществе, друг о друге, педагогике и, конечно же, мире будущего.
Надеемся, участникам удалось найти свой личный ответ на вопрос «Что же за мир ждет наших детей, и как их к этому подготовить?». Для тех, кто не смог приехать, мы готовим очень краткий обзор основных тезисов (следите за страницей мероприятия вфейсбуке).
Фотоотчет можно посмотреть здесь.
Спасибо погоде за солнечный день — нам удалось ухватить кусочек моря!
25 городов! Более 170 человек!
Спасибо, Сочи! Спасибо вам, друзья!
Одна из целей конференции — встреча родителей и педагогов и осознание того, что мы — часть одного большого сообщества.
Участникам было интересно узнать об основных ежегодных форумах, на которых мы можем встречаться и вместе работать над разными темами. Присоединяйтесь и вы!

1. Конференция малых вальдорских школ.
Ежегодно в феврале. Встреча учителей, родителей, создателей малых инициатив. Обмен опытом, поиск новых форм работы. В этот раз 8-10 февраля, Ясно Поле. Подробности здесь.

2. Всероссийская научно-практическая Конференция учителей вальдорфских школ. 
Ежегодно в конце февраля. Здесь происходит обмен педагогическим опытом по теме конференции, а также организована работа родительской секции. Последние конференции были посвящены старшей школе.
Следующая конференция пройдет в Воронеже 22-24 февраля.Тема: Закономерности развития воли в разных возрастных группах. Подробности здесь.

3. Конференция старшеклассников по проектной деятельности «Учимся менять мир». Новый проект от выпускников школы 1060, при поддержке Ассоциации. Здесь старшеклассники из разных школ смогут представить свои проекты, а также встретиться с представителями различных бизнес-компаний и экспертами по проектной работе. Школа «Искусство воспитания» Санкт-Петербург, 15-17 марта.  Подробности здесь.

4. Собрания Ассоциации. Ежегодно в октябре и апреле.
Здесь определяются совместные задачи и ищутся их решения. От каждой школы приглашаются представители администрации, педколлегии и родительского сообщества. Ближайшее собрание: Москва,20-21 апреля. Подробности о последнем собрании здесь.

5. Европейская родительская конференция.
Несколько раз в год активные родители из европейских вальдорфских школ встречаются для встречи, обмена опытом, обсуждения острых тем, поиска идей работы  с ними. Ближайшая конференция 17-19 мая в Берлине. Тема: «100 лет вальдорфской педагогики — сохраняем золу или зажигаем огни?» Подробности, помощь в регистрации (сбор российской группы): Варвара Райнина. О поездке представителя России на последнюю конференцию здесь.

6. Летняя методическая неделя.
Ежегодно, последняя неделя июня. Основной педагогический форум для обмена опытом. Традиционно проходит в Москве в школе «Путь зерна». Родители могут посещать учительские занятия, а также по предварительному запросу может быть организована родительская секция. Прошлая методнеделя — как это было.

7. Летняя Родительская Академия.
Новый проект межшкольного родительского сообщества, рожденный на IV конференции вальдорфских родителей в Томске.
В этом году тема «Живое мышление для развития сообщества» Монино, 1-7 июля. Практический курс для родителей и педагогов, участвующих в развитии сообщества своих школ и инициатив.
Ведущие: Михаил Пицхелаури, Борис Старостин, Мария Сулимова.
Подробности и регистрация здесь.

8. Городская Самарская родительская конференция.
Ежегодно в октябре. Конференция для родителей школы и города, на которой помимо вальдорфских спикеров, представлены доклады видных представителей психотерапевтического и педагогического сообществ. Конференция приглашает родителей и педагогов из других городов.  О прошлой конференции здесь. Контакт: Уткина Кристина utkinake@gmail.com.

9. Городская Смоленская родительская конференция.
Ежегодно в ноябре.

10. Всероссийская Конференция вальдорфских родителей и педагогов.
Ежегодно в третьи выходные ноября. Место встречи вальдорфских родителей: увидеть друг друга, обменяться новостями и опытом, обсудить насущные вопросы, послушать лекции, почувствовать себя сообществом. Как это было в этом году.

Всероссийская научно-практическая
Конференция учителей вальдорфских школ
«Закономерности развития воли в разных возрастных группах»
Воронеж, 22-24 февраля

Ежегодная педагогическая конференция, проводится школами-членами Ассоциации.
Тема этого года: воля. Приглашаем классных учителей, и учителей-предметников. Конференция будет так же интересна и садовницам, которые смогут проследить развитие темы воли, с которой так много работают  детском саду, в школьном возрасте.
Мы постараемся ответить на вопросы:
1.В чем разница между волей и желанием?
2. Волю развиваем, формируем или пробуждаем?
3. Как связаны мышление и воля в разных возрастах?
4. Что такое мотивация, в чем отличие от стимуляции?
5. Может ли воля быть развита неправильно?
6. Что такое правильно развитая воля на выпуске из школы?
7. Работа с волей в разных возрастах и предметных областях.
8. В чем сущность воли?
9. Трагедия Гете «Фауст» как произведение о  стремлении человека.
10. Гете «Фауст» как основная тема по литературе в 12 классе.

На конференции будут работать четыре предметные секции: гуманитарный блок, математика и информатика, естественные науки, искусство и ремесла.
После обеда мы будем заниматься искусствами: ботмеровской гимнастикой, глиной, танцами, резьбой и социальными играми, работой с биографией.
Лекторами и ведущими групп планируют быть  Петер Люти (Швейцария), Пегов В.А., Ивашкин С.П., Фалий О.А., Животовская Е.В.

Подробности здесь, контакт Виктория Белова

Конференция старшеклассников по проектной деятельности  «Учимся менять мир»
Школа «Искусство воспитания»
Санкт-Петербург, 15-17 марта

Приглашаем старшеклассников, которые готовы представить  свои индивидуальные проекты, и тех, кому предстоит работать над проектом в ближайшем будущем, а так же их учителей.
Будем делиться опытом.
В рамках конференции мы планируем выступления старшеклассников, представляющих свои индивидуальные проекты в рамках разных секций.
Будем учиться.
С работой секций мы будем чередовать мастер-классы по связанным с проектированием навыкам: оттачивание идеи проекта, командная работа, коммуникация, тайм-менеджмент, лендинг, риторика и представление своего проекта публике.
Будем говорить о том, почему проекты — это важно.
Мы пригласим людей, за плечами у которых есть серьезные проекты — открытые рестораны, созданные организации и пр., а так же людей, которые постоянно руководят проектами и подбирают людей для работы на проектах. Они расскажут о том, как это работает в реальном мире, какие качества необходимы человеку для того, чтобы менять мир, и почему это важно и интересно.
Будем общаться.
Если хорошо поработать, можно и хорошо отдохнуть — в вечернее время и во время перерывов мы будем играть в социальные, настольные и спортивные игры, петь песни под гитару и ближе знакомиться друг с другом.
Мы ищем людей!
Чтобы конференция получилась действительно интересной, нам очень нужны люди, которые имеют опыт работы в серьезных проектах. Это могут быть проекты любых направлений: социальные, связанные с искусством, экологические, научные, бизнес-проекты и др.
Пожалуйста, подумайте о выпускниках и родителях ваших школ!  Кто из них мог бы принять участие в конференции?
Подробности здесь, контакт  Лизякина Антонина.

Новости российского вальдорфского сообщества

Лекция к 100-летию вальдорфской педагогики
Школа «Радость»
Тольяти, 7 декабря

Юбилейные годовщины всегда привлекают наше внимание к сущности того, что выдержало испытание временем и стоит на пороге нового этапа развития, и мы приглашаем всех, кто с открытым сердцем и доброй волей ищет такой путь воспитания и обучения детей, силы которого притекают к нам из будущего, принять участие в нашей лекции.
Будут рассмотрены принципы и методы Вальдорфской педагогики, ее достижения и проблемы и – конечно же – наши дети и та помощь, которую они ждут от нас.

Семинар «Отпусти в свободе», 8 — 9 декабря
На семинаре будет работа с переживанием собственного «Я» и с проявлениями самости другого человека, прежде всего, в подростковом и юношеском возрасте. И чтобы соединить эти знания со своей волей, мы будем рисовать углем в технике, предложенной Колло д`Эрбуа.
В качестве основного результата семинара выступает усиление собственного духа, проявления которого подростки так ждут от своих родителей и наставников!

Подробности по телефону: 89277773311
Адрес: г.Тольяти, б-р Туполева, 19

Ежегодный семинар с Урсулой Лохер
«Методика преподавания в вальдорфской  школе»
Жуковский, 7-12 января
Семинар включает в себя изучение методических работ Р.Штейнера, обмен педагогическим опытом, посещение уроков и часть искусства.

Урсула Лохер – опытный вальдорфский педагог со стажем работы 40 лет. Она разъезжает по всему миру и делится своим опытом.

Приглашаем педагогов из других школ. Проживание  в квартире обеспечиваем.

Подробности: тел. 916-908-60-15, Наталья Алексеева.

Третья Российская междисциплинарная конференция
«Объединиться для помощи ребенку: дети с расстройствами аутистического спектра».
Школа «Искусства Жизни»

Москва,1 — 3 февраля
Для кого: вальдорфских учителей, лечебных педагогов, школьных врачей, эвритмистов и художественных терапевтов.
В программе доклады лечебного педагога Ольги Голубевой и антропософского врача Вадима Сиволобова, мастер-классы для педагогов по практической работе с аутичными детьми, пленум о месте особых детей в нашем мире и поиск путей  взаимодействия специалистов в интересах ребенка.
Подробности: тел. 8-903-163-96-37 Алла Исаакян,
или e-meil: shkola@iskusstvo-zhizni.ru.
Вышла из печати новая книга Клауса Хеллера «Духовноантропологические основы лечебной тон-эвритмии.
Книгу можно купить в аптеке фирмы ВАЛА, АОР и книжных магазинах.

Вышли из печати художественные календари на 2019 год с акварелями Бии ван дер Стеен.

По приобретению обращаться к Наталье Овчинниковой ,тел. 8-926-352-34-71.

 Занятия послойной живописью
Акварель, пастель, уголь.
Москва, каждую среду

Движение с Цветами между Светом и Тьмой создается из Цвета — Формы.
На занятиях мы вдохновляемся наследием Лианы Колло д’Эрбуа и следуем данным ею упражнениям.
Занятия проходят по средам с 17.30 до 20.30

Подробности по тел. 8-926-352-34-71, Наталья Овчинникова.
Адрес: школа им.Пинского, метро Серпуховская.

ПОДДЕРЖИ РАЗВИТИЕ!

РЕМОНТ НОВОГО ЗДАНИЯ ДЛЯ ИРКУТСКОЙ ШКОЛЫ
НЕВЕРОЯТНЫЙ ПРОЕКТ! НУЖНА НАША ПОМОЩЬ!
Иркутская вальдорфская школа — единственная от Урала до Дальнего Востока. Работает с 1994 года и обращается к вам с просьбой о поддержке проекта по развитию школьного пространства.

На протяжении 25-ти лет мы работаем в очень стесненных условиях, 12 классов в количестве 210 детей обучаются в две смены,  в приспособленном здании площадью в 700 кв. м. из бывших коммунальных квартир.

Осенью 2017 года благодаря родительской инициативе Министерство имущественных отношений ИО предоставило нам здание, расположенное по адресу: ул. Красноказачья 131, площадью 1600 кв. м в безвозмездное пользование до 2032 года.

Здание требует капитального ремонта, но в  целом удовлетворяет потребности школы для размещения всех классов в одну смену. С ноября 2017 года  силами строительных бригад, созданных родителями, в здании идет ремонт. Силами родителей учеников школы собрано и потрачено на ремонт 17,7 млн.рублей.

В ходе ремонта вскрылись дополнительные работы и для завершения основного ремонта требуется еще 19 млн. рублей.

Подробнее о проекте на сайте школы.
Будем признательны всем, кто готов поддержать наш проект по расширению школьного пространства.

С уважением коллектив детей, родителей и учителей Иркутской вальдорфской школы.

ПОДДЕРЖАТЬ!

Обмены, эпохи, вакансии, полезные материалы и ссылки

Лесная практика в Тальцево
Приглашаем вас в 2019 году на лесную практику по уходу за лесом. Будет  много нового и интересного о деревьях и животных, о их жизни в сообществе. Осветляя лес, мы научимся работать ручными пилами, топором, секатором; получим основы безопасной, правильной валки деревьев. Жизнь в деревенском доме, работа в лесу и по хозяйству.
Подробности: тел.7-921-705-70-03, Потояло Татьяна Владимировна илиpotoialo.tatiana@gmail.com
vk.com//forestpractic

Новости международого вальдорфского сообщества

Петиция в поддержку возможности выбора образования в детском саду и начальной школе
Европейское вальдорфское сообщество просит нас подписать петицию в поддержку возможности выбора образования в детском саду и начальной школе. Да, пока это не наша проблема. Но у них это началось немного раньше. И положительный европейский опыт в этом вопросе, может быть пригодится и нам в будущем. 
Бизнес и политика управляют цифровым преобразованием общества с высокой скоростью. В школы это приходит под лозунгом » цифровое образование.”
Технология сегодня состоит из смартфонов, планшетов и Wi-Fi. Всё — уроки, школа и обучение — определяется с точки зрения технологии. Люди, подписавшие эту петицию работают по всей Европе над образом «человечного обучения», которое уважает этапы и законы физического, интеллектуального и духовного развития. Конечно, нижеподписавшиеся видят задачей школы и обучение всесторонней цифровой компетенции: базовое понимание того, как работает цифровая технология,способность быть творческим, ответственным и критичным по отношению к ней. Но, и этому свое время!
Наше требование:
Учителя, воспитатели и родители сами решают, как долго (до какого возраста) учебное заведение может оставаться свободным от экрана. Лица, ответственные за преподавание, должны быть в состоянии определить, какой носитель они используют, привлекают ли они цифровые носители и с какой целью они используются. Для достижения этой цели необходимо обеспечить право на посещение детских садов и начальных школ, где не используют экраны. Политика в области образования должна отказаться от закрепления принципа повсеместной цифровизации и позволить использовать творческие альтернативы тем, чья главная задача состоит в том, чтобы дать детям реальный опыт в области образования.
Образование человека: взаимодействие головы, сердца и руки в соответствии с возрастом.
Дети имеют право развиваться «сверхурочно» и осваивать окружающую их реальную среду, используя все свои чувства —  через движение и через образную игру. Таким образом достигая сенсомоторной интеграции. Только через это взаимодействие сенсорных и моторных переживаний они могут быть хорошо подготовлены физически и умственно в соответствии с возрастом. Цифровые средства массовой информации, используемые слишком рано, блокируют развитие и уменьшают опыт реального мира до способности протереть экран планшета. Отсутствие физического движения, фиксированное зрение и безрезультатное доминирование головы, нарушает нейронную стимуляцию и  предотвращает мозг от развития. Это ставит под угрозу развитие детей. Вот несколько негативных последствий: чрезмерная стимуляция, склонность к наркомании, отчуждение от природы, а также, нарушение импульсного контроля и способности к рефлексии. Психология развития и нейробиология  уже представила убедительные исследования.
Целью школы и преподавания —  научить школьников стать независимыми, самостоятельными взрослыми. 
Цифровая трансформация общества нуждается в людях, которые могут думать сами, принимать решения и действовать самостоятельно. Перечисленным навыкам дети учатся  через социальные взаимодействия в классе, через диалог и прямое сотрудничество. Обучение происходит через гармоничное взаимодействие между головой, сердцем и руками. Мозг — это реляционный орган, которому для развития нужны физическое движение и прямой опыт в окружающей среде. IТ-пионеры, такие как Стив Джобс, Билл Гейтс и Джефф Безос понимали это и поступали соответственно: они не давали своим детям смартфоны и сами регулировали их использование.
1)Cf. Teuchert-Noodt, Gertraud (2015): «For Risks and Opportunities, Ask the Brain», in: Lembke, Gerald / Leipner, Ingo:»The Lie of Digital Education», 3rd edition, Redline, Munich.
2)Cf. Thomas Fuchs (2017): „Prasentation“, Tagung ‘A healthy digital ecosystem’“, in: https://eliant.eu/fileadmin/user_upload/Conference2017/Development_in_the_age_of_digital_medi a_01.pdf Brussel
3)Bilton, Nick (2014): „Steve Jobs Was a Low-Tech Parent“, in: https://www.nytimes.com/2014/09/11/fashion/stevejobs-apple-was-a-low-techparent.html vom  06.02.2018
https://eliant.eu/en/news/petition-2018-for-the-right-to-screen-free-day-care-institutions-kindergartens-and-primary-schools/#c16563 — бланк подписи на английском
https://eliant.eu/ru/menue-main-ru/tekushchee/peticija-2018-goda-pravo-na-besplatnoe-poseshchenie-detskikh-sadov-detskikh-sadov-i-nachalnykh-shkol/   — бланк подписи на русском
Потом нужно отправить подтверждение с электронной почты.
Европейский Альянс Инициатив Прикладной Антропософии

Подробности:  varyuscha@mail.ru, Райнина Варя.

Международная конференция биодинамического движения
«Земля и экономика. Сельское хозяйство — между фермой и миром».
Дорнах, 6-9 февраля

На конференции будет рассмотрена работа региональных сетей, значение сельского хозяйства в мировой экономике.

Подробности и регистрация: https://www.sektion-landwirtschaft.org/lwt/2019/

11 международная конференция для учителей старшей школы в Касселе
Германия, 12-18 апреля 2019
Основная тема этого года — 12 класс.
Доклады, семинары, занятия искусством, содержательные методические и дидактические рассмотрения по всем предметам старшей школы. На конференцию съезжаются около 200 учителей из 25 стран. Конференция проводится на английском и немецком.  Для всех учителей старшей школы, независимо от опыта преподавания.

Подробности:
https://www.lehrerseminar-forschung.de/index.phpn=Weiterbildung.Fortbildungswoche
Все вопросы и регистрация — Михаэль Цех M.Micael Zech zech@lehrerseminar-forschung.de

Конференция «Свобода как социальная ответственность.
Детство как источник человеческого будущего»
Дорнах, 15-19 апреля 2019

Подробности: http://www.iaswece.org/home/  или  e-meil: waldorfcentr@list.ru.
Международная конференция для учителей средней школы
«Углубление понимания основ вальдорфской педагогики — проработка педагогических ответов на новые вызовы детства. Вызовы настоящего и будущего »
Банког, Таиланд, 5 — 11 мая

На конференции будут рассматриваться темы перехода от чувствования к мышлению — преподавание истории в вальдорфской школе с 6 по 8 класс; самообразование как основа и инструмент для вальдорфского учителя.
А также математика, биология, иностранные языки, живопись, музыка и многое другое.

Программу семинара и бланк регистрации можно запросить по этому адресу:waldorf100.bangkok@gmail.com
Организатор и координатор — Janpen Panosot Tel. +66(0) 2792 0670, and +66(0) 2729 0595, mobile: +66 (0) 62 82 42 353

Европейская конференция вальдорфских родителей
«100 лет вальдорфской педагогике — сохраняем золу или зажигаем огни?»
Берлин,17-19 мая 2019

Подробности: http://enswap.org/2018/10/enswap-conference20
e-meil: varyuscha@mail.ru Райнина Варвара
Регистрация на конференцию: https://enswap.org/conferences/2019-berlin/

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.