Петер Лампазиак — художник, скульптор, учитель с огромным стажем и основатель вальдорфской школы в Ботфельде (Ганновер, Германия). Петер — удивительный человек, который, приближаясь к рубежу в 90 лет, не утратил энергии жизни, но сделал её наполненней, интенсивней. За его плечами огромная биография: война, антифашистское движение, обретение себя в искусстве, путь учителя, создание школы и бесконечное множество самых удивительных путешествий, свершений, встреч. Петер — это человек, который может общаться без знания языка, так как умеет говорить на языке сердца. Вот уже очень много лет прошло с тех пор, когда его молодая туристическая группа учеников и студентов из Ганновера решила познакомиться с казачьей культурой. Так они добрались и до Воронежа, где наши судьбы пересеклись. Это была любовь с первого взгляда. С тех пор каждый год мы встречаемся с Петером, и каждая встреча — подарок, открытие, вдохновение. Не важно, что он делает с нами: читает лекцию, лепит из глины, поет, вырезает скульптуру, говорит об уроках и детях или просто ходит в поход — это всегда бесценно и глубоко.
В пятницу 22 сентября 2017 года мы приобщились к этому потоку — Петер провёл родительское собрание. Он рассказал про выделяемые Рудольфом Штайнером, основателем вальдорфской педагогики, этапы развития ребёнка. На первом этапе 0 — 7 лет ребёнок развивается подражая. Очень хорошо, когда примеры для подражания не имеют пагубных привычек. Второй этап 7 — 14 лет — это следование за авторитетом, основанном на любви. Для правильного развития нужно, чтобы авторитетный человек прививал общечеловеческие ценности. А дальше, в 14 лет — 21 год, ученик или ученица развивается на энтузиазме. Учителя и родители должны «заражать» своим энтузиазмом, показывать много интересного.
Петер рассказал, как повезло его школе — одна фирма подарила школе цирковой шатёр. Дети регулярно приходили в него и пробовали делать различные трюки. Ещё в школе должны быть животные, чтобы дети кормили их, расчёсывали, убирали навоз. Присутствующим родителям учитель из Ганновера предложил прямо на собрании решиться и сказать об этом — заняться пчеловодством в школе. Цифровой мир, в который сейчас так вовлечены дети, очень ограничен по сравнению с многообразием природы. Поэтому походы незаменимы. Они способствуют и духовому развитию, и социализации.
Господин Лампазиак зачитывал выдержки из статей ганноверской газеты, где иногда писали про учеников его вальдорфской школы, приводил примеры из собственной жизни, рассказал о проблеме нехватки учителей, любящих свою профессию, детей.
После собрания вспомнили казачьи песни, благодаря которым Петер 20 лет назад попал в Воронеж и познакомился с нашей школой: