Обучение в школе — прохождение пути развития человечества

Одна из главных потребностей человека – познавать мир, чтобы познать самого себя. Конечно, с ходом развития человечества менялся человек, его образ мыслей и способ познания мира. Но при этом любой наш современник, рождаясь и взрослея, проходит на своём пути все этапы, которые прошло до него человечество. Обучение в школе – это и есть часть этого пути. Как же это выглядит на практике? В вальдорфской школе примерно так…

В первом классе семилетний ребенок, как и человек на заре истории, воспринимает мир и себя самого как единое целое. Его восприятие (если взрослые это не разрушили) ещё совершенно сказочное. При этом сказку он принимает совершенно всерьёз, как объективную реальность, в которой идёт борьба добра со злом и добро обязательно побеждает. Поэтому все предметы в первом классе передаются ему в виде этой сказочной реальности: буквы,  живые и говорящие, со своим характером, числа, которые взаимодействуют, дружат, умножаются или делятся. Так математика и русский язык могут стать для него частью реальности, а не абстракцией.

Второй класс. По-прежнему важен выбор между добром и злом, но на более взрослом, осознанном уровне. В этом помогают сказания о святых, людях, поборовших в себе порок и обратившихся к свету. С другой стороны, это басни, в которых ярко и живо представлены пороки. Учитель не делает акцент на морали, но даёт ребёнку много сильных образов, которые сами должны вести  к ответу.

Третий класс. Очень важный момент, большая внутренняя перемена. Ребёнок отделяется от мира, впервые смотрит на себя и своё окружение со стороны. Этот процесс может причинять настоящую боль. Сознание ребёнка соответствует сознанию ветхозаветного человека. Мир уже не единая сказочная реальность, ребёнок потихоньку обособляется, ищет себя. Ему, чтобы не потеряться и не страдать от одиночества, особенно нужна ведущая сила, абсолютный авторитет – Бог-творец и его чёткий закон. Именно поэтому в третьем классе говорят об истории Ветхого завета. Также для обретения себя в мире помогает эпоха измерений, где ребёнок измеряет всё вокруг себя с помощью своего тела – старинные меры длины опираются на длину локтя, размаха рук и т.д. Очень важно и строительство своего дома, которым дети и занимаются к концу года в прямом смысле слова.

Четвертый класс – ребёнок, как и человек когда-то, становится свободней от авторитетов, становится активней, стремится преобразовать мир. Активность человека, его действия и решения, мужество или трусость, хитрость или глупость определяют его реальность. Это как нельзя лучше отражено в скандинавской мифологии. Четвероклассники — это люди дела, ритма, движения, викинги. Начинается год выпечкой хлеба. Этот процесс дети проходят от посева, выращивания, помола до подношения гостям душистых самодельных драгоценных буханок на празднике Урожая. Важны в это время и дроби, математические очень конкретные задачи – это тоже способ преобразования мира и его познания. Кроме того, детям важно открывать мир вокруг. Поэтому год заканчивается эпохой краеведения, где дети исследуют и зарисовывают на карте сначала свой класс, школу, улицу, а потом и весь свой город.

Пятый год – последний год, когда дети еще по-детски гармоничны (это отражено и в физиологии, и в сознании). Гармония – это Древний мир и прежде всего Греция. В Древнем Египте и Греции сознание людей впервые дошло до того, что смогло исследовать невидимые глазу миры, рассуждать и философствовать об отвлечённых понятиях. Поэтому, например, в классе появляется геометрия «свободной руки» (без инструментов). В детях еще есть ощущение внутренней гармонии, симметрии, опираясь на которые, они могут выполнять точные и красивые построения, видеть  и изучать закономерности. В географии дети выходят за пределы города, который хорошо знают. Начинают мысленное путешествие по рекам и «выплывают» на широкие просторы страны, наблюдая за климатом, природой и проч. При этом важно, чтобы «путешествие» было живым, подробным, хоть и мысленным. В конце года эпоха истории Греции заканчивается олимпиадой, где дети представляют спектакли из истории Древней Греции, занимаются классическим пятиборьем, демонстрируя пока естественную красоту  и силу движения, которую постепенно подросток будет терять, чтобы обрести вновь на другом уровне.

Шестой класс – начинается пубертат. Это непростой возраст. Начинается рост, гормональные перестройки, огромные внутренние перемены. Ребёнок больше не хочет идти за авторитетом, но он ещё несамостоятелен. Что может помочь? Чёткий закон, на основе объективного опыта, уже не божественный авторитет. Как мы знаем из истории, такой закон подарил миру Рим. Рим – это завоевания, это преобразования на основе закона, систематизации. На смену мифологической истории приходят летописи, анналы. Поэтому и характер преподавания истории меняется, становится более объективным, материальным, фактическим. Закон во всём. В этом отлично помогает первая эпоха физики. Дети должны учиться объективно наблюдать за физическими явлениями, мыслить и делать выводы. Это не формулы, но законы. В языках важное место занимают правила, система, грамматика. В математике – точные вычисления, построения с приборами. Мир из красочного становится чёрно-белым.  У подростка все либо плохо, чёрно, трагично, либо очень весело (взрослые часто доходят до отчаяния, пытаясь справится с этим безудержным весельем). Поэтому и в живописи от акварели мы переходим к чёрно-белому рисунку углем. В литературе это средневековые баллады, в которых было много трагедий и веселья до неприличия. Важная тема – любовь, отношения полов, рыцарство. Именно погружением в мир средневековой темноты и неземного света и идеала заканчивается год. Эпоха минералогии и астрономии также соответствует и исторической эпохе, и внутренним запросам возраста.

Седьмой класс – время беспокойства, тревог, нерешительности. Привычный мир семьи, школы наскучил, а выйти и заявить о себе в большом мире страшно, но надо. Кто же стоял перед этим выбором? Магеллан, Колумб и другие первопроходцы, которым практически за 100 лет удалось открыть почти весь мир! Все твердили им, что это невозможно, что на экваторе сидит черт, что за пределами дома – верная смерть. Но они снаряжали корабли и шли. Подростки удивительно переживают этот момент, пишут откровенные смелые сочинения. Это главная тема года. В идеале класс строит свой корабль, плоты и отправляется в путешествие. Кроме того,  продолжается развитие естествознания. Дети, как древние алхимики, строят настоящую печь, чтобы на первой эпохе химии исследовать и преобразовывать вещества. В истории важная тема революции – свержение королей, отсекание головы – прощание с авторитетом. Это тоже нужно пережить! Закон становится ещё важней. Он главенствует во всём, даже в рисунке. Теперь это перспектива, это не свободный рисунок, а сложные математические построения. Важный момент – уход в точку, в небытиё на горизонте. Но чем ближе мы подходим к точке, тем шире становится перспектива. В геометрии – доказательства теорем. Человеку в эпоху Возрождения хотелось проникнуть в суть, исследовать всё досконально, получить доказательства. Дети, как когда-то первые анатомы, изучают строение собственного тела.

Восьмой класс – технический прогресс. Теперь нужно не только узнать мир, но и подчинить его себе. Это время завоеваний во всём. В истории, в физике. Поэтому дети много сил отдают  изучению изобретений и изобретателей. Закон  и закономерность, мышление и интеллект должны владеть всем. Так, например, в русском языке мы занимаемся синтаксисом – тем разделом науки о языке, который позволяет проследить движение мысли в языке, её законы. В биологии изучается самое основное в человеке, твёрдое, неизменное – скелет. Но чувства бурлят, и поэтому важен и социальный опыт. Как же его получить? Взаимодействовать по-настоящему пока трудно. Помогает театр. Можно примерить на себя разные роли, играть, меняться. Восьмой класс прощается с авторитетом, поэтому классный учитель, который до сих пор глубоко и полностью участвовал в жизни класса, уходит, и на смену ему приходит куратор в девятом классе.

Девятый класс – год начинается сельскохозяйственной практикой. Теперь дети будут каждый год погружаться по-настоящему в какой-нибудь реальный, живой процесс. Первая практика — это общение с землёй, ответственность и уход за животными. Что такое человек, что он может, в чём его задачи – главный вопрос этого возраста. В девятиклассниках бурлят силы эгоизма, которые выражаются либо в безудержном веселье, либо в апатии. Именно поэтому акцент делается во всём на человеке. В биологии, например, это подробное изучение строения внутренних органов и систем. Дети занимаются изучением биографий великих личностей, готовят доклады. Появляется такой предмет, как история искусств, где ученики могут наблюдать, что не только природа, но и сам человек может быть творцом прекрасного.

Десятый класс (производственная и геодезическая практика). Это время погружения в мир собственных чувств. Этому возрасту соответствует исторический период, когда человечество, захваченное  силой разума, изобретало всё новые и новые технические и прочие средства, не думая о последствиях. Именно это изучается в области естествознания. Однако 19 век – это ещё и время рефлексий, предельного погружения в себя, трагедии чувств. Этому настроению соответствует работа с русской литературой 19 века: Достоевский, Тургенев, Толстой. Вопрос трагедии личности, судьбы, катарсиса исследуется на эпохе драмы, где ученики проходят путь от античной трагедии, с её чёрно-белым конфликтом героя и антигероя, до современной драмы, где все краски уже смешаны. Эпоха поэтики – полное погружение в мир чувств, субъективного. Вопрос точки зрения становится очень важен. Всё относительно? Эпоха геометрии – стереометрия – это выход в абстракцию, пространство чистого интеллекта, где в построении очень важно учитывать, с какой точки зрения ты смотришь на фигуру.

11 класс – вопрос социальности теперь стоит совершенно осознанно, сама жизнь заставляет его решать. Поэтому дети проходят социальную практику: детский дом, детский сад, больница. Человечество на этом этапе развития задумывается о том, что дает миру его изобретения и творения. Это пока не вопрос ответственности, но момент более объективного взгляда. В науке выстраиваются системы, парадигмы. Так, например, в биологии это генетика. Эпоха эмбриологии и цитологии – это не только научный взгляд, но и невероятно глубокое философское размышление, например, о мужском и женском на примере строения половых клеток или органов. Во всем важен системный взгляд, обобщение. К этому присоединяется и эпоха истории музыки. Как и в истории, географии, истории искусств, это попытка взглянуть на путь человечества от Древнего мира, до наших дней. Сочетать объективный взгляд на совершенно субъективный мир чувств в звуке.

12 класс – молодой человек должен вобрать в себя все достижения человеческой мысли, опереться на них, чтобы найти себя, сделать выбор. Здесь уже вопрос ответственности первичен: что несут миру мои действия, морален ли мой поступок, где начинается и кончается моя свобода, что дальше, где моё место в этом мире. Все эти вопросы стоят перед молодым человеком в полной мере. В двенадцатом классе помимо подготовки к экзаменам, обобщения, ученики обращаются к глобальным вопросам: глобальная география, теория света и квантовая физика, эпоха истории архитектуры, философии. В двенадцатом классе дети защищают свой «дипломный проект»: теоретический доклад и практическая презентация любой выбранной ещё в 11 классе темы.

Так, пройдя все этапы развития человечества, молодой человек должен подойти к выбору профессии, поиску своего места в жизни, гражданской и личной ответственности и активности.

Статья написана Елисеевой Анастасией Владимировной

Добавить комментарий