Общие положения
Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей.
Готовность к школе – это не «программа», которой можно обучить (натренировать). Это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается через «участие в жизни».
Для того, чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой. Нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребенка, от среды конкретной школы, от уклада жизни в семье. Поэтому современное определение понятия «готовность к школе» как набор «компетентностей».
Компетентности подразделяются на шесть групп.
- Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.
- Моторная готовность к школе. Под моторной готовностью к школе понимается не только то, насколько ребенок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импуль-сы.
- Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.
- Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе.
- Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребен-ка строить взаимоотношения в коллективе сверстников. Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной. Школьная жизнь включает в себя участие ре-бенка в различных сообществах, вступление и поддерживание многообразных контак-тов, связей и отношений.
- Когнитивная готовность к школе. Способность ребенка некоторое время концентрироваться на какой-либо задаче и выполнять ее является важнейшей предпосылкой успешного обучения.
Базисные компетентности готовности к школе
Физическая готовность к школе:
• Физический облик первоклассника;
• Способность «рука-ухо»;
• Смена зубов
Психологическая готовность к школе:
• Общая осведомленность и социаль-но-бытовая ориентировка;
• Знания и представления об окружаю-щем мире;;
• Совершение умственных операций, действий и навыков;
• Произвольная регуляция деятельности и поведения
• Речевое развитие
Эмоциональная готовность к школе:
• Способность выдерживать нагрузки;
• Способность выдерживать разочарования;
• Не бояться новых ситуаций;
• Уверенность в себе и своих силах
Социальная готовность к школе:
• Умение слушать;
• Чувствовать себя членом группы;
• Понимать значение правил и умение соблюдать их;
• Конструктивно решать конфликтные ситуации
Моторная готовность к школе:
• Координация системы «рука–глаз», лов-кость пальцев и рук;
• Способность проявлять собственную инициативу и активность;
• Воспринимать равновесие, тактильные и кинестетические ощущения;
• Уметь воспринимать препятствия и активно взаимодействовать с ними
Когнитивная готовность к школе:
• Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;
• Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;
• Любознательность и интерес к учению;
• Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности
Тестирование
Обследование детей при поступлении в 1 класс производится до зачисления в школу. Для этого используются индивидуальное тестирование. С помощью него делаются выводы о способностях и возможностях ребёнка, о его памяти, внимании, зрительно-моторной координации, мышлении. Материалом для определения степени готовности ребенка к школе служит его поведение во время тестирования и собеседования, умение общаться, следовать правилам, следовать за авторитетом, ориентироваться в незнакомой обстановке.
Обследование детей при поступлении в 2-4 классы производится перед прохождением испытательного срока.
Организация и проведение
Обследование детей при поступлении в первый класс проводится по договоренности с родителями ребенка. В группу по тестированию входят: лечебный педагог, учитель будущего первого класса, представитель педагогической коллегии школы. Тестирование производится в порядке, предусмотренном «Картой обследования ребенка на готовность к школе», предоставленной Институтом лечебной педагогики и социальной терапии Санкт-Петербурга, с некоторыми дополнениями. Данные обследования фиксируются. По окончании обследования проводится беседа с родителями ребенка.
Обследование детей при поступлении в 2-4 классы проводится по договоренности с родителями ребенка. В группу по тестированию входят: лечебный педагог, учитель класса, в который ребенок поступает, представитель педагогической коллегии школы.
Тестирование производится в порядке:
— лечебный педагог проводит обследование компетентностей ребенка в соответствии с его возрастом;
— учитель проводит беседу в рамках учебной программы соответствующего класса.
Данные обследования фиксируются.
По окончании обследования проводится беседа с родителями ребенка.
Pingback: Что такое тестирование в вальдорфской школе? | Радуга
Pingback: Запись в школу | Радуга