11 февраля состоялась защита проектов 7 класса. Ребята разбились на группы. Каждая группа готовила свой проект: путешествие на озеро Титикака, парк Йеллоустоун, Долина Смерти.
Что это были за путешествия? Почему разговор об этих интереснейших местах планеты был построен в форме «презентация от турфирмы»? Как оценивалась работа? И наконец: почему все это происходит в 7 классе вальдорфской школы — не раньше и не позже?
За комментариями мы обратились к классному учителю 7 класса Анастасии Владимировне Елисеевой:
«7 класс — время открывать мир, расширять свой горизонт. Это важный шаг: оттолкнуться от берега, сесть в свой корабль и поплыть в неизведанное, надеясь теперь только на себя. Страшно… Интересно… Но ведь каждый человек – первооткрыватель. Пора в путь.
Как же это можно проживать в школе?
География. Удивительный предмет. Как-то так получилось, что она прошла мимо меня в школе, зато теперь я наслаждаюсь ею вполне.
7 класс – география материков! И сразу самое вкусное: Африка и две Америки. Сколько удивительного: всё «самое большое», «самое маленькое», «самое яркое», самое необычное — все совсем другое, чем у нас, особенно в южном полушарии. Мысленно путешествовать с детьми на эти континенты потрясающе увлекательно. Совсем другие люди, другое звучание в названиях, другие растения и животные, совсем другие условия жизни, климат. Но для нас, современных людей, которые могут путешествовать, перелетать океаны, которые связаны друг с другом реально и виртуально, мир гораздо ближе и тесней. Этот отличный от нас мир уже не кажется «другой планетой». И мы бросаемся его изучать! В этом помогают все предметы.
Эпоха истории. Открытие Африки, её исследование и покорение, открытие Америки Колумбом, завоевание и колонизация. Впервые выходим на Панамский перешеек и видим новый океан. Удивляемся культуре индейцев, сочувствуем им. Оплываем Африку и ищем путь в Индию. Оказывается, на экваторе нет дьявола, как полагали люди 15 столетия!
Литература. Читая Цвейга, мы плывем на кораблях вслед за Магелланом, удивляясь природе Южной Америки, доплываем до Огненной земли, находим Магелланов пролив, выходим в Тихий океан. Пускаемся в путешествия вслед за Жюль Верном, Кавериным.
Английский. Пытаемся подражать уникальному «щёлкающему» языку жителей Калахари, воспетому современным англоговорящим поэтом. Одним словом, стараемся попробовать этот мир «на вкус и цвет».
Конечно же, поем и танцуем, рисуем и лепим.
И вот, наконец, география, как обобщение и как углубление. Теперь можно посмотреть на этот Новый Свет подробней: климат, природные зоны, флора, фауна, города и страны, горы и равнины, озера и водопады, реки и моря, океаны. 7 класс – время удивляться и время взрослеть, анализировать, искать систему. Не всё просто, трудно заставлять себя работать по-взрослому, но мы идем дальше.
И вот итог – проектная работа. Как было сказано вначале, 7 класс – время отправляться в самостоятельное плавание. Поэтому последние дни эпохи географии были отведены на групповую самостоятельную работу. Учитель называет группы. Три группы – три турагентства. Каждое выбрало для себя место на карте, и теперь задача – заинтересовать зрителя, чтобы ему непременно захотелось там побывать. Для этого нужно найти как можно больше интересной информации, распределить её соответственно плану, сделать рекламный плакат, подготовить слайд-шоу, и, самое важное, достойно и ярко всё это презентовать.
И вот, день настал. Озеро Титикака, парк Йеллоустоун, Долина Смерти – ребята зовут нас отправиться в эти удивительные места нашей планеты. Не всё идет как задумано: отключение электричества не дает нам насладиться фотографиями, но рисунки ребят и их рассказ будят воображение. Голоса поначалу дрожат. Но волнение должно быть преодолено. Работа – есть работа. Вы же турфирма! И вот мы слушаем о гейзерах и бизонах, плавучих островах на озере Титикака, красотах мертвой пустыни.
Под конец каждый зритель дает письменную оценку выступлениям ребят. На следующий день подводим итог, считаем баллы. Оценки зрителей благосклонны, надеемся, что всем понравилось.
А наши рекламные плакаты еще будут радовать взоры школьников и учителей какое-то время.
Что ж! Путешествуйте, господа! Открывайте мир. Это потрясающе интересно!»
Анастасия Владимировна Елисеева
классный учитель 7 класса
Ух ты! Вот это экскурс в работу всего года для 7 класса)
И не говори! сразу ясность — что происходит в 7 классе в вальдорфской школе, и зачем все это нужно.