Особенности преподавания в вальдорфской общеобразовательной негосударственной школе

Valdorfskaya shkola

Вальдорфская школа во многом не похожа на традиционную. На каждом шагу в ней возникают вопросы: Почему именно так? Почему именно эти предметы? Почему с такой скоростью учатся дети? Почему? Почему? Почему?

Мы понимаем: всё непривычное, непохожее на то, к чему привыкли, вызывает опасение и желание поспорить, докопаться до истины.  Попробуем ответить на некоторые из этих «почему», помочь разобраться в таком необычном явлении как вальдорфское образование.

Важнейшие принципы.

Вальдорфская педагогика — это одно из практических воплощений  антропософского учения, начало которому положил Рудольф Штайнер. Другие воплощения — это антропософская медицина и биодинамическое земледелие.

Программа вальдорфской школы основной целью видит — максимально открыть мир, развить способности каждого ученика, укрепить его веру в свои силы. Это остается в приоритете всегда, а экзамены являются лишь одним из возможных инструментов для достижения этого. В вальдорфских школах много внимания уделяется развитию инициативы, творческого подхода и чувства ответственности. Они предлагают ученикам такой способ познания мира, который помогает сделаться причастным ему, соединить их с миром.

Как в вальдорфских детских садах, так и в вальдорфских школах каждый ребенок важен, и каждый талантлив. Здесь маленький человечек не столько «результат наследственности и внешнего воздействия», а скорее уникальное, неповторимое творческое начало. Это создает атмосферу уважения к детству, учета индивидуальных потребностей и возможностей каждого ученика. Поэтому, как правило, дети любят свою школу и с удо­вольствием в ней учатся. А если ребенку хорошо, его можно научить многому.

“Экологичность” вальдорфского образования

В современном мире дети все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества, как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, умение отличить добро от зла. Вальдорфские негосударственные школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения учителя в школе стараются направлять  на то, чтобы ребенок знал и любил этот мир и всех его обитателей. В этом смысле подход  Р. Штайнера к образованию является поистине   экологичным.

Роль  учителя в жизни ученика. Классный учитель.

 Задача педагога —  поддерживать естественный интерес ребенка к миру, к его познанию, к разгадыванию тайн, побуждать его к этому в сложный подростковый период, поэтому стиль его работы — активный и живой. Главным инструментом вальдорфа является феноменологический подход к преподаванию — подход, при котором явление, наблюдение ставится впереди анализа, выводов и определений. Определения, теоремы мы не подтверждаем, а выводим, формируем вместе с учениками. В результате такой работы, такого изложения материала у учеников пробуждаются внутренние чувства, проявляется жизнь с ее радостью и болью, с ее приятными и неприятными моментами, напряжением и расслаблением.

Школьное обучение начинается с  6,5 — 7,5 лет и длится 12 лет. Большинство занятий с учениками первые 8 лет ведет классный учитель. Первый, кто встречает ребенка утром в школе — классный  учитель. На протяжении  восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся 1 час 45 минут без перерыва. Рядом с тем, кто был для него безусловным авторитетом в детстве, ребенок проходит подростковый период — как правило, самый трудный школьной жизни. Это помогает с меньшими трудностями, психическими травмами  пройти пубертат. Не происходит смены психических функций, на которые опирается обучение, и смены самого типа обучения. По-прежнему большинство предметов ведет классный учитель, который и является основным источником информации. Взаимодействуя со многими учителями в средней школе, ученики не испытывают полного единства требований, получая от учителей различную оценку своих действий, окружающей их жизни и самих себя. В 14—18 лет учащийся получает так необходимые в этом возрасте помощь и поддержку своего классного наставника.

Все учителя работают во вальдорфским учебным программам, в соответствии в вальдорфстким учебным планом. Однако в рамках этих документов педагогам предоставлено немало свободы, что дает возможность творческого, зачастую, уникального, подхода каждого учителя к преподаванию, в соответствии с своими способностями, видением и в соответствии с потребностями конкретного класса. Это дает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

Роль совместных занятий в обучении

Не менее важной задачей педагога является объединение в классе детей. Это происходит на многих занятиях, начиная с первой части главного урока — ритмической,  на уроках музыки, движения, театра, физультуры, на чисто вальдорфских занятиях эвритмией и гимнастикой Ботмера.

Вальдорфские педагоги считают, что согласованность движений возможна лишь при условии взаимного внимания друг к другу. Хоровое чтение и пение вырабатывают способность слушать друг друга. Участие в совместных спектаклях учит действовать сообща, уважать друг друга, понимать, что результат работы зависит от слаженности действий. Но самым главным объединяющим фактором является авторитет учителя, который необходим ребенку в качестве примера для осмысленного подражания и для чувства защиты.

Уроки в вальдорфских школах зачастую живые, включают много интересных заданий, требующих активности учеников, нередко они бросают вызов и стимулируют воображение.

Уроки в школе

Первый урок — это главный урок, на котором изучают один из интеллектуальных общеобразовательных предметов: математику, родной язык, географию, физику, химию и т. п. Это повторяется ежедневно, в течение 3-5 недель на таком уроке. Мы называем этот период — эпохой.  «Эпоха биологии», «эпоха истории». Происходит глубокое погружение в предмет. Затем основным на несколько недель  становится другой предмет.

Далее идут уроки по предметам, которые требуют еженедельного повторения в течение всего года. Они длятся 40 минут. Это иностранные языки, чтение и литература, музыка, гимнастика, живопись и др. Так же в школе используется метод проектной работы, когда  такими занятиями, как рукоделие, ремесло, садоводство, театр и др., ученики занимаются в течение небольшого периода (месяц — два), но по 4-6 часов в неделю.

Процесс обучения в школе

Основной принцип вальдорфской педагогики — соответствие возрастным особенностям ребенка. Его можно назвать  методом «душевной экономии». Он состоит в том, что в процессе обучения  с детьми занимаются тем, что ребенок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. С началом полового созревания в учебный материал включают понятия, начинают работать с абстрактным мышлением ребенка. В старших классах уже обращаются к суждению ученика, умению формировать его из глубины, не останавливаясь на поверхностном мнении.

В вальдорфских школах большое внимание уделяется развитию художественных способностей ребенка. Все годы обучения ученикам преподают такие «второстепенные» предметы, как живопись, музыку, рукоделие, ремесло и т. д., на одном уровне с остальными дисциплинами.

На занятиях музыкой: с 1-го класса дети обучаются игре на блок-флейте как наиболее соответствующем этому возрасту инструменте, позже — на других флейтах, включаются струнные инструменты. С начала обучения вводятся также два иностранных языка — немецкий и английский. Обучение иностранному языку начинается также, как и обучение при рождении своему родному языку, — с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.

В вальдорфских школах изучают такой предмет, как эвритмия, — искусство художественного движения, которое сочетает в себе гармонию и пластику танца с пантомимой, музыкой и поэтической речью. Этот предмет имеет не только общеразвивающее, но и терапевтическое значение. Эвритмия способствует снятию зажимов, исправлению осанки, развитию пла­стичности тела. На этих занятиях, как отмечалось выше, дети также учатся понимать и чувствовать действия других детей.

Учебник минимально представлен в урочной работе.

Ученики сами пишут себе учебники: у всех детей есть рабочая тетрадь, где они отражают свой опыт и то, чему научились. Только ученики старших классов используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.

Чтение и письмо в вальдорфской школе

В вальдорфской методике принципиально другой подход к обучению чтению и письму. Буквы, звуки не заучиваются, как это делают в других школах, а проживаются. Дети младших классов рисуют их, пропевают, создают образы, строят из звука образы и понятия. Вместе с учителем как бы открывают их, как скажем, закон или правило. Сейчас многие дети, приходят в школу, зная буквы, но такое «изучение» интересно всем. Бывает, они говорят, что теперь только узнали буквы. Дети задумываются над тем, что в себе несет каждое слово. Относятся по-другому к словам. Они задумываются, что несёт русский язык. Они учатся думать.

В вальдорфской педагогике такое большое значение придается глубокому изучению слова, речи и письма еще и потому, что эти знания, как раз и являются фундаментом, началом всего остального процесса обучения. Насколько крепким будет «фундамент», настолько устойчивым будет «здание» школьного обучения.

Отсутствие оценок

          Оценки — это то, что позволяет увидеть, каков уровень знаний, умений человека в оцениваемой области, относительно принятых стандартов и относительно других людей.

Нам важно, чтобы человек стремился перегонять только самого себя. Разумеется, проще всего воспитывать ребенка на соревновательности: кто быстрее, выше, сильнее, умнее. Но этот простой «допинг», как показывает практика,  довольно быстро приедается большинству детей. Да и в классе ребята не равны: кто-то сильней в гуманитарных науках, кто-то в логике, а кто-то силён в спорте. Как можно предлагать им «равный старт» и требовать «равного финиша»?

Благодаря вальдорфской педагогике ребёнок учится раскрывать свою индивидуальность, опираться на то, что было сделано им самим и на то, о чем он мечтает. Мы уверены, что это ведет ребёнка к здоровой самооценке.

Фестивали в школе

Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого полугодия или учебного года учителя пишет подробный, детальный отчет-характеристику каждому ученику. Но если ученик переходит в обычную общеобразовательную школу, то ему выставляют оценки.

Праздники

В вальдорфских детских садах и школах по особенному относятся к проведению праздников. Их продумывают, готовят, проводят не только учителя, но и дети, и родители. Каждый праздник отмечается с особым почтением. Ежегодно проходят праздники, посвященные сезонным природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, прилету птиц) и  праздники, пришедшие к нам из религии и ставшие традиционными в европейской культуре — Рождество, Пасха, Масленица. К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям.

Ранней осенью отмечают Праздник Урожая, заботливо выращенного и собственноручно собранного. Это большая осенняя ярмарка с песнями и танцами, богатая дарами природы и прославляющая не только ее щедрость, но и труд человека.

Поздней осенью проводится Праздник Фонариков. В это время ночи долгие, а дни короткие, рано темнеет. Природа готовится к зимнему сну. В такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что теперь наступила их ответственность зажигать свет и дарить его всем.

Рождественский спектакль, ёлка и подарки всем — этот набор вроде бы один и тот же, но он всегда по-новому обращен к существу, смыслу события, которое отмечается.

И, пожалуй, самый веселый и бесшабашный праздник — Масленица. Вооружившись трещотками и деревянными погремушками, нарисовав яркий румянец во всю щеку, все отправляются в лес на масленичную поляну. А там —  масленичное шуточное действо, хороводы, игры, прыжки через костер, и, конечно, блины. И взрослые, умудренные опытом солидные папы и мамы, веселятся, как дети.

На Пасху  все вместе разрисовывают яйца, пекут куличи и слушают рассказы о том удивительном событии, которое большая часть человечества не только не забывает, но и чтит уже 2000 лет.

В школе празднуют и детские дни рождения. Здесь это не формальная раздача конфет, а настоящий праздник, во время которого в честь именинника читают стихи, поют песни, дарят ему подарки собственного изготовления.

Миф о недостатке знаний у выпускников вальдорфских школ: правда ли это?

Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в вуз. Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в ВУЗ как свою главную цель.

Многолетний опыт показывает, что выпускники вальдорфских школ, кроме того, что они в подавляющем большинстве, поступают в самые разные вузы страны, они зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. В дальнейшем они выбирают для себя самые разные специальности: как гуманитарного направления или деятельность, связанную с социальной сферой, так и точные науки, технические специальности.

Жизненные навыки, которые прививает школа ребенку

Конечно, самый главный навык, который хотелось бы сформировать у детей — это  уметь создавать, организовывать ту жизнь, в которой ему захочется жить.

А если немного конкретнее, то школа старается создавать условия для формирования таких навыков как умение думать и думать свободно, нестандартно, развивать способность к анализу, общению, поиску причин, быть самостоятельными и при этом уметь просить, уметь слушать и слышать, выступать публично, презентовать себя, уметь принимать решения и брать на себя за них ответственность и др.

Школа учит многому. Ее цель прямо сейчас в этот момент времени жить с детьми, проживая вместе с ними интереснейшие годы их жизни. Чему ребята учатся рядом с учителями-энтузиастами, влюбленными в свое дело? А как вы думаете? Давайте порассуждаем, чему могут учиться дети в нашей школе…

  • Чему учится ребёнок, самостоятельно собирая рюкзак, взваливая его на плечи и отправляясь в поход с одноклассниками и учителем? Без родителей, конечно.
  • Чему учится ребёнок, когда, в соответствии с вальдорфской программой, должен сдать ВСЕ темы, завершить ВСЕ начатые задания, упражнения?
  • Чему учится ребёнок, когда самостоятельно придумывает проект и, советуясь с куратором, доводит его до конца?
  • Чему учится ребёнок, проживая несвойственные для него характеры в спектаклях?
  • Чему учится ребёнок, когда готовит пирожные для школьного кафе, собирая тем самым деньги на поездку с классом?
  • Чему учится ребёнок, когда погружаясь в сказку на Празднике Фонариков или на Рождественской Спирали, он верит, что в этом мире всё возможно?
  • Чему учится ребёнок на социальной практике, помогая больным детям и старикам? На сельхозпрактике, ухаживая за растениями и животными, не чураясь самой грязной работы в поле и в коровнике и питаясь плодами своего труда?
  • Чему учится ребёнок, сажая зёрна пшеницы, ржи, ячменя, потом в течение сезона ухаживая за ними, пропалывая сорняки, а потом, собрав урожай и вместе с родителями выпекая самый вкусный на свете хлеб, делится им с другими людьми?
  • Чему учится ребёнок, участвуя в строительстве настоящего дома? Пусть даже это дом для птицы, кошки или это театральные подмостки. Это настоящий дом, настоящее строительство и рядом настоящие мужчины, готовые помочь, показать, поделиться опытом. Чему?
  • Чему учится ребёнок, если он имеет возможность возразить учителю, высказать своё мнение, обратить внимание на то, что сейчас учитель ошибся, предложив свою трактовку темы? Чему?
  • Чему учиться ребёнок, несколько раз в неделю беря в руки глину, дерево, воск, натуральные ткани, натуральные краски и создавая из них свой собственный шедевр?
  • Чему учится ребёнок, изучая танцы и музыку народов мира, а также пробуя их станцевать и сыграть?
  • Чему учится ребёнок, видя, как учитель хочет ему помочь, будучи уверенным, что взрослый всегда придёт ему на помощь?
  • Чему учится ребёнок, участвуя в настоящих Олимпийских Играх, состязаясь в шестиборье, возжигая Олимпийский Огонь?

При этом школа — не замкнутое пространство. Кроме неё есть дом, родители, улица. И сами дети, наконец. Ведь очень многое зависит именно от силы их желания учиться и развиваться. Что они возьму из того, что хотят дать им учителя? Это зависит от них, от детей.

Куда поступают наши выпускники, можно посмотреть на странице «Выпускники».

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.