Альтернативное образование в Воронеже: эпоха химии в 7 классе

Эпоха химии в 7 классе воронежской общеобразовательной альтернативной школы «Радуга» проходила необычно. На Северном Кавказе у Гунтера Гебхарта. Это третья поездка учеников воронежской общеобразовательной альтернативной школы «Радуга» на эпоху к Гунтеру.

  • Гунтер Гебхард, 1955 г.р., доктор естественных наук, астроном, биолог, химик, географ, минеролог, геолог, основатель социально-педагогической инициативы «Школа без классов». Более 15 лет работал учителем естествознания в вальдорфских школах Германии, преподаватель вальдорфских педагогических семинаров в России и за рубежом. Имеет 5 детей. С 2003 года живет в России.

С 5 по 20 января 7-классники вместе с классным учителем Викторией Николаевной Беловой и 7 классом из уфимской вальдорфской школы узнавали, что значит изучать химию в естественной среде и жить без правил и классов. (Подробнее о социально-педагогической инициативе «Школа без классов» и ее зарождении можно почитать здесь http://miralmas.de/page9.php).

Своими впечатлениями от посещения Гунтера делится Виктория Николаевна Белова.

«Основные темы эпохи – наблюдение огня в его разных проявлениях, исследование остатков после сгорания (углекислый газ, зола, углерод) , кислоты и щелочи, реакция нейтрализации, соли, взаимодействие веществ, сера и фосфор, использование индикаторов.

Вместе с детьми мы постоянно задавались вопросами. Какими качествами обладает кислота? Она разъедает, сжигает, стремиться стать газом. Как она работает у нас в желудке? Почему щелочь тоже разъедает, но гораздо более хитро, исподтишка, обволакивая, увлекая за собой, какую роль она играет в нашем кишечнике?

Почему нашему организму нужны сера и фосфор, какие качества дают они нам? Почему некоторые вещества дружат (соединяются друг с другом), а другие отталкиваются друг от друга. На эти и другие вопросы мы находили ответы на эпохе.

Гунтер — удивительный человек. Настоящий ученый. Когда он что-то рассказывает, невозможно оставаться равнодушной. 

Мы ходили в походы, наблюдая химию, биологию в жизни. А Гунтер был нашим «экскурсоводом».

Были еще уроки, которые вел наш воронежский мастер резьбы по дереву Валерий Альбертович Мещеряков.

Учителя, которые были с нами в поездке на Северный Кавказ.

Фотографии природы Северного Кавказа в январе, сделанные учителем уфимской вальдорфской школы Кононовой Лилией Равиловной.

Но самое важное — это, конечно, сама жизнь там. То, что меня покоряет, удивляет в «Школе без классов» — это соединение обычных бытовых вещей, учебы и того, что все это происходит без контроля взрослых.

Один из вопросов, который я себе, как учитель и мама 3 детей все время задавала: можно ли организовать пространство так, чтобы не внешние силы (родители, учителя), а сами дети определяли, что именно сейчас делать? Помыть за всеми посуду, сходить в магазин за продуктами, набрать воды в колодце. Возможно ли, чтобы современный ребенок, вечно сидящий с гаджетами, захотел этого сам? Если его назначили дежурным — все понятно, он идет и делает, потому что назначили.

А если не заставляют, не требуют? Тогда есть возможность для рождения собственной воли, собственного выбора. Он может либо спокойно ничего не делать (спокойно ли? можно ли спокойно ничего не делать, когда за тебя все делают другие?) или начать что-то делать, заботясь о других. Ребята вели себя по-разному. Меня радовало, когда один из 7-классников сам захотел ходить в магазин за продуктами.

Я с ужасом замечала, что мои ученики часто выбирали ничего не делать. Как же так? А польза? А программа? Так ведь нельзя! И все же старалась оставаться в духе инициативы: раз уж привезла детей сюда, нужно дать им возможность проявить себя именно в этих условиях.

По возвращении я с удивлением обнаружила, что материал ребята усвоили, несмотря на то, что, казалось, ничего не делали. Я рассматривала их тетради и думала об идеальной школе, идеальном построении урока. Существуют ли они?

А это фотографии, сделанные самими ребятами — как они увидели свое путешествие: 

Казалось бы, в чем может проявляться альтернативное образование при преподавании химии? По наблюдениям 7-классников воронежской школы — во всем. Химия буквально «разлита» по земле. И это не химикаты, искусственно созданные человеком. Это минералы, взаимодействие солей, кислот, щелочей, в изобилии «живущих» на нашей планете. И все это можно пощупать, посмотреть вблизи, что-то с ними сделать под руководством авторитетного взрослого.

И еще я думала о том, что особенность вальдорфской педагогики в том, что на эпохе химии можно погрузиться в географию, биологию, ботанику, естествознание и многие другие науки. И конечно же, прикоснуться к подростковой психологии. Ведь моим подросткам, 7-классникам, сейчас важнее всего отношения в коллективе.»

Виктория Николаевна Белова, классный учитель 7 класса

 PS. Отзывы о поездке к Гунтеру от старшеклассников прошлых лет http://drugayashkola.ru/2011/ximiibiologii-i/

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.