- Справка: Юлия Владимировна Старых, учитель с 16-летним стажем. Из них 12 лет проработала в воронежской гимназии, в которой немецкий язык является профильным предметом. В 2011 году выиграла в региональном конкурсе «Учитель года». В этом же году перешла из гимназии в общеобразовательную вальдорфскую школу «Радуга». Учителем немецкого языка.
Почему?
(Юлия Старых) Как победителю регионального конкурса «Учитель года» мне посчастливилось участвовать и в его всероссийском этапе. Там я познакомилась с огромным количеством талантливых учителей, увлеченных своим делом. Убеждена, что каждый из них ещё более смог бы раскрыться в вальдорфской школе. Считаю не простой случайностью, что абсолютными победителями всероссийского этапа конкурса «Учитель года» дважды становились вальдорфские учителя: Михаил Стародубцев в 2008 году и Михаил Случ в 2010.
О «Радуге» я слышала давно. Кто-то говорил, что, мол, это религиозная секта, что это школа для больных детишек, но я знала, что в основе вальдорфской педагогики главное – личность ребенка. Это самое главное и для меня.
Я хотела работать с детьми, а не заниматься бумаготворчеством и составлением бесконечных отчетов и планов. Это отнимало у меня слишком много душевных сил. Я решила уйти из гимназии, выйти из традиционной образовательной системы.
Так что я знала, куда и зачем иду, когда выбирала альтернативную школу. Коллеги меня не поняли, но я не только ничего не потеряла, но обрела неописуемо много.
(ЕВ) Вы говорите, что много приобрели, работая в «Радуге». Но что же это за сокровища? Насколько я знаю, зарплаты в школе такие же, как и везде, дети тоже обычные.
(Юлия Старых) Ну, знаете ли! Если бы зарплата держала нас на этой работе – учителя бы давно перевелись!:))
Немецкий язык как язык воли и действия
(ЕВ) Вальдорфская школа известна своей нестандартностью в педпроцессе. Давайте попробуем удивить читателей: что нового Вы, учитель с 15-летним стажем, открыли для себя в преподавании немецкого в «Радуге»?
(Юлия Владимировна) Основная сложность — перестроить себя, научиться видеть не свой учебный предмет как основную ценность, а ребёнка, который проживает кусочек своей жизни здесь и сейчас, на моём уроке немецкого языка.
Вообще в вальдорфской педагогике иностранный язык рассматривается как средство воспитания толерантности в самом общем смысле этого слова. Речь идёт об уважительном отношении не только к другому народу и его культуре, но и вообще ко всему иному, непонятному.
Что касается конкретно немецкого языка, то он — язык воли, язык действия. Наиболее легко он даётся обладателям сильных типов темперамента. Немецкая речь подхватывает и несёт, позволяя выплеснуть излишнюю энергию. Для флегматиков и меланхоликов изучение немецкого языка становится одним из способов внутреннего «пробуждения».
Немецкая грамматика однозначно одна из самых сложных, но усваивая ее, упорядочивает свое мышление! Человек начинает и мир воспринимать иначе. Не зря немецкий народ считается законопослушным и порядочным. Русским не мешало бы поучиться этому.
Открытием для меня стало то, что при помощи звуков речи можно работать с характером человека. Так немецкий открытый звук «а» — это открытие человека миру. А долгий закрытый «е» — возвращение к самому себе. В каких-то классах требуется помочь ученикам раскрыться, раскрепоститься. Где-то наоборот — остановить, дать возможность прислушаться к самому себе. Каждый раз радуюсь, когда нахожу в немецком языке те или иные средства для этого.
Интересное открытие, которое недавно сделали мои пятиклассники: зима в русском языке женского рода, а в немецком — мужского. У нас «гостья — зима», «матушка», а в немецкоязычной культуре — такого восприятия зимы нет. Почему? Вот так язык даёт нам повод задуматься и о явлениях окружающего мира.
(ЕВ) А конкретно, как проходит урок?
Вальдорфская методика преподавания иностранных языков многократно расширяет способы преподавания предмета, то есть развязывает руки учителю, если ему хочется творить на уроке. Учитель рисует, поёт, рецитирует вместе с детьми («рецитировать» – читать вслух перед слушателями, декламировать). И если песни на моих уроках присутствовали всегда, то рисовать, рецитировать, играть на флейте мне пришлось научиться. Театрализация — это вообще отдельная история. Если в государственной школе это форма внеурочной деятельности, то в «Радуге» я могу вплетать её прямо в ход урока.
(ЕВ) Юлия Владимировна, похоже, Вы описываете идеальный урок. Идеальный творческий процесс. Я уже начинаю завидовать вашим ученикам и жалеть, что не могу присутствовать на Ваших «вкусных» уроках!
(Юлия Старых) Почему не можете? Наши уроки открыты для всех желающих. Если записаться заранее, то можно прийти на урок. Пожалуйста.
Будни вальдорфского учителя: творчество + постоянная работа над собой
(Екатерина Мануковская) 2 года Вы работаете в необычной школе. Скажите, сложно ли это – быть вальдорфским учителем? Многому ли пришлось учиться дополнительно?
(Юлия Старых) Не могу сказать, что уже стала настоящим вальдорфским учителем. Слишком мало времени прошло, многое пока не удается. Я замечаю, что изменилась. Не жду указаний и чётко прописанных инструкций. Перестала бояться высказывать своё мнение. Знаю, что ЛЮБОЕ моё мнение в коллективе уважают. Не обязательно принимают, но оставляют за мной право придерживаться его. Так что будни наши – творчество и постоянная работа над собой.
С переходом в «Радугу» я поняла: то, чем я занимаюсь, это не суета, а дело. Настоящее дело.
Семье нужна заботливая жена и мама
(ЕВ) Получается, что для вальдорфского учителя школа — это не просто работа, это жизнь, увлекательная жизнь, посвященная педагогическому процессу и детям. Хватает ли вашего внимания на мужа, на собственных детей?
(Юлия Старых) Вообще учительство — это диагноз. Это не та работа, проблемы которой оставляешь, приходя домой. Это то, с чем живёшь круглосуточно. И семье приходится с этим мириться.
Я человек открытый и эмоциональный. Поэтому все мое недовольство гимназией и системой образования приносила домой.
Моя мама с настороженностью отнеслась к моему выбору школу. Зато муж сразу же одобрил его. Для него перекосы современного образования были очевидны. Да и моё душевное спокойствие, естественно, сразу отразилось на атмосфере в семье.
А в «Радуге» порой бывает такое количество интересных и важных дел, что я начинаю забывать, кто я больше: учитель, мама, жена? (смеется)
«Темная сторона» школы «Радуга»
(Екатерина Мануковская) В Вашем описании вальдорфская школа выглядит «белой и пушистой». Так ли это? Неужели в школе Вы нашли только плюсы и ни одного минуса?
(Юлия Старых) Серьёзных «изъянов» в вальдорфской педагогике найти мне действительно пока не удалось. Ничто в ней не противоречит моим педагогическим принципам и жизненной позиции. А в нашей конкретной школе не всё «бело и пушисто», есть и проблемы, и явные минусы. Например, нехватка педагогов. Из-за этого наши дети лишены таких важных предметов, как эвритмия и ремесло. В некоторых классах мало детей. Это плюс коммерческой школы, но не вальдорфской. В Германии, откуда пошла эта уникальная педагогическая система, в классах по 30-40 человек.
И, конечно, школе не хватает здания. Представляете: школа существует в городе 21 год и все это время по «съемным квартирам». Наши ребята, учителя, родители уже стали мастерами по ремонтам и переездам. В этом году может случиться долгожданное чудо, и у школы, наконец, появится здание – свой собственный дом!
PS. (от автора интервью) Чудо случилось. У школы появилось здание. Ремонт, открытие новых классов, адаптация к новым реалиям и долгожданное ощущение – наконец-то можно остановиться и обживать свой дом по собственному вкусу.
С Учителем года-2011 беседовала Екатерина Мануковская
Май 2014