5 БАЛЛОВ ИЛИ ХАРАКТЕРИСТИКА: ЧТО ПОЛЕЗНЕЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА?
По отношению к бальной оценке знаний детей в педагогической среде существуют разные точки зрения.
Встречаются мнения, что оценка и отметка рождают активность детей, формируя у них чувство ответственности, мотивируют учебную деятельность. Но при этом авторы обязательно предостерегают, что оценки и отметки могут порождать у детей страх или сильные переживания, отвращение к школьному обучению. Особенно их ранит «несправедливая оценка». Возникает вопрос: следует ли применять педагогические средства, которые могут принести вред здоровью ребенка? Более того, как отмечает выдающийся педагог Ш.А.Амонашвили, какой бы справедливой оценка ни была, дети не способны постичь справедливости взрослого человека. У них своя точка зрения относительно справедливости и оценки. И если не оправдываются их ожидания, они остаются недовольными, постепенно рождается недоверие к любым формам оценки взрослых.
Вальдорфская педагогика в младших и средних классах отказывается от бальной системы оценки знаний, принятой в традиционной школе.
Даже опытному учителю знакомо состояние, когда, оценивая результат учебной деятельности детей, у него возникает желание выразить в оценке отношение ребенка к учебному труду. Но очень часто ему не удается это сделать, так как оценки сами по себе не содержат комментария, характеризующего личность школьника, его познавательные интересы и мотивы, тем более — указаний путей улучшения учебной деятельности. Качественная характеристика, даваемая детям в вальдорфской школе, выполняет не только оценочную функцию, но и стимулирующую, побуждающую, что значительно повышает ее педагогическую ценность. Характеристика не обезличивает ученика, а, наоборот, подчеркивает его неповторимость, возвышает его как личность.
В течение года классный учитель и учителя-предметники ведут дневник, в котором отмечаются поступки и учебная успеваемость школьника. По результатам учебного года ученику выдается характеристика, в которой описываются его личные успехи.
В характеристике обязательно отмечена:
- способность ребенка работать в одном темпе с классом,
- прилагать усилия для преодоления учебных трудностей при их возникновении,
- способность сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения.
Подчеркиваются такие качества школьника как:
- заинтересованность в получении новых знаний,
- умение связно выражать свои мысли,
- отношение к критическим замечаниям учителя
И многое, многое другое.
Кроме того, учитель освещает, насколько хорошо ученик усваивает школьную программу, тот или иной раздел или тему, что дается ему с легкостью, а что вызывает трудности и в какой мере.
Важно, чтобы описание было конкретным, не содержало общих фраз (например, «стал лучше решать задачи»; лучше чего и насколько?), конкретность дает возможность перевода при необходимости характеристики в оценку. Описание не должно содержать фраз, которые не позволяют двигаться вперед, например, «математика для Саши непостижима».
Поскольку характеристика одновременно представляет отзыв и об учебе, и о социальных связях в классе, и о всей школьной жизни, то она содержит в себе и особенности поведения и общения ребёнка:
- активен ли в общении со сверстниками, не провоцирует ли конфликты,
- имеет ли постоянных приятелей в классе, открыт ли в общении с учителем, контролирует ли свои эмоции, самостоятельно ли добирается до школы,
- активно ли участвует в школьных и классных праздниках, постановках классных спектаклей (какие роли выбирает, переживает ли за всю постановку и результат),
- как проявляет себя в летних походах (здесь особенно ярко проявляются человеческие качества),
- как участвует в жизни класса (например, выращивание и выпечка хлеба в 3 кл.), способен ли самостоятельно справляться с дежурством по классу, поддерживает ли опрятный внешний вид в течение дня и т.д.
Важно, что при написании характеристики учитель высказывает суждения, не осуждая ученика, а пытаясь найти позитивное даже в особо сложных случаях. Д этого можно собрать на совет учителей, работающих в этом классе, но ни в коем случае нельзя приукрашивать действительность, придумывать. И никогда не нужно сравнивать ребенка с кем-то, только с самим собой (чего достиг). В характеристике должны быть указаны пуьи дальнейшего развития школьника, подсказки, как решать те или иные проблемы.
Обычно характеристика детей младших классов обращена к родителям, которые обязуются в доступной дружелюбной форме передать ребенку ее содержание. В возрасте 5-6 класса, как правило, она выдаётся ученику.
Богданова О. Н.,
Учитель русского языка и литературы с опытом работы классным учителем,
работает в школе с 2002 г.