Если архитектура — это застывшая музыка, то Ботмеровская гимнастика — это ожившая музыка. У нее перед собой две основные задачи.
Первая — физическое воспитание в соответствии с возрастными особенностями развития. Упражнения адекватные сознанию, восприятию и физическим возможностям, они поддерживают процессы становления психики и физики.
Вторая — художественное развитие человеческого тела. Гимнастика — не дрессура тела и не просто усвоение неких навыков, она воспитывает человека, его художественный вкус и его чувства.
Ботмеровская гимнастика — это свободное осмысленное обращение с телом. Человек выстраивает в пространстве линии и фигуры, и при этом происходит обратное воздействие пространственных сил на человека, в результате тело его расправляется в направлении этих сил и приходит в гармонию с ними. И потому это дает возможность использовать упражнения Ботмеровской гимнастики в качестве тренинга для актеров, для развития чувств равновесия и движения, при различных нарушения осанки и в других здоровительных целях. Но здесь нет ограничений, для любого человека Ботмеровская гимнастика — помощь сформировать художественный вкус, потому что движение формирует мышление, развивает внутреннюю культуру.Любой рассказ о вальдорфской педагогике был бы неполным без рассказа о ботмеровской гимнастике. Гимнастике, зародившейся в вальдорфской школе. При упоминании этого названия «Ботмеровская гимнастика» у людей, обычно, возникает множество вопросов: Почему она Ботмеровская? Чем она отличается от других видов гимнастики? Для чего предназначена и т.д.? Вопросы эти вполне законны, и мы попытаемся здесь на них ответить.
Ботмеровская гимнастика или гимнастика Ботмера названа по имени её создателя графа Фридриха Максимилиана Эдуарда фон Ботмера. Фриц фон Ботмер, следуя более чем двухсотлетней традиции своей семьи, получил образование военного и несколько лет служил офицером в Баварском королевском корпусе. После падения баварской монархии он решил оставить военную службу и волею судьбы стал учителем физического воспитания в Вальдорфской школе. Что сыграло решающую роль в выборе новой деятельности — личное знакомство с Рудольфом Штайнером, увлечение антропософией, любовь к детям, старая дружба с одним из учителей или всё это вместе — трудно сказать. Но приступил он к этой, новой для него, деятельности с большим интересом и энтузиазмом.
Перед графом Ботмером, как педагогом стояла очень непростая задача — сделать физические упражнения не просто дрессурой тела, тренировкой мускулов, а оживить их задействуя всё существо человека. И ему удалось выполнить эту задачу, возведя физические упражнения в ранг искусства.
На чём же основывается Ботмеровская гимнастика? Прежде всего, она основывается на духовнонаучном (антропософском) образе человека. Человек это не только видимое тело, но и душа, и дух живущие в нём. С одной стороны, физическое тело человека, как и любое тело, подвержено воздействию внешних пространственных сил, например силе тяжести. С другой стороны, самостоятельное внутреннее существо человека противостоит этим силам, оно направляет и развивает тело в непосредственном взаимодействии с этими силами. Пространственные силы влияют на формирование организма человека ещё до рождения, в эмбриональный период, но и в период роста они оказывают на него не меньшее воздействие. Да и в течение всей жизни человек ощущает воздействие этих сил на себе, только не всегда осознаёт его. Тяжесть познаётся людьми как усталость, слабость, а лёгкость — как прилив жизненных сил, приподнятое настроение, эйфория. Пространственные направления неосознанно переживаются человеком как моральные качества.
Осознав пространственные направления, как моральные качества человека, Фриц фон Ботмер нашёл новую возможность соединения человека с пространством Универсума.
Безграничное пространство стало для него средой деятельности, холстом художника, а человек — инструментом творчества, его кистью. Началом и конечной точкой каждого гимнастического упражнения Ботмер сделал прямостоящий облик человека. Это — чисто человеческое положение тела, отличающее его от всех иных существ, живущих на Земле, являет собой равновесное состояние пространственных сил, «нулевую точку». Отсюда можно упасть вниз, в тяжесть, вытянуться вверх, в лёгкость, сделать шаг вперёд к выбранной цели, или отстраниться назад. Из этого состояния активного покоя начинается движение в том или ином направлении, приключение испытания пространственных сил, которое должно в конце упражнения снова прийти к покою. Движение здесь — это переход от точки покоя к какому-либо направлению пространства, и переход от одного направления к другому, то есть переход от одной фигуры, развёрнутой в пространственных измерениях к другой. Своим пространственным строением Ботмеровская гимнастика, из вс
ех искусств, ближе всего к архитектуре. Только это не архитектура камня, дерева или бетона, а архитектура тела. И если архитектура это застывшая музыка, то гимнастика это ожившая музыка, архитектура, которая поёт.
Нельзя, однако, упускать из виду, что человек это существо, находящееся в непрерывном становлении, и, в первую очередь, это относится к ребёнку. На различных возрастных ступенях взаимодействие человека с пространственными силами имеет различный характер. Душевное развитие ребёнка, развитие сознания также имеют свои временные фазы. Всё это вместе и называют возрастными особенностями развития.
Поэтому Ботмеровская гимнастика имеет перед собой две основные задачи. Во-первых, это физическое воспитание в соответствии с возрастными особенностями развития ребёнка. Упражнения, предлагаемые ребёнку должны быть адекватны его сознанию, восприятию и физическим возможностям. Они должны поддерживать те процессы становления психической и физической организации, которые происходят именно в этом возрасте. Во-вторых, художественное развитие человеческого тела. Гимнастика должна быть не дрессурой тела, не просто усвоением неких навыков, а должна воспитывать человека, его художественный вкус, его чувства. Ибо, только учитывая эти два фактора можно воспитать действительно здорового человека. Здоровье человека здесь следует понимать в том смысле, о котором говорил В.Томберг: «+ сегодня под здоровьем тела понимают максимально возможное приближение к животному состоянию. Однако если хотят понять, что значит человеческое здоровье, то надо его искать в совершенствовании тела как средства
выражения и действия души и духа, а не в конкуренции с животными. Ибо задача человека не в том, чтобы обладать мускулатурой, лучшей, чем у льва или быка, но его задача состоит в том, чтобы осуществить истинное очеловечивание человеческого тела и жизни».
Для учеников вальдорфской школы занятия гимнастикой начинаются с 9 лет. Именно в этом возрасте человек приобретает способность полностью отделять в своём сознании себя от окружающего мира. Но восприятие ребёнком этого мира остаётся образным. Поэтому и преподавание должно оставаться образным. Ботмеровские упражнения для детей 9-10 лет имеют вид хоровода, единого действа производимого под ритмичный текст, произносимый учителем. Движения по направлениям пространства (вытягивания в вертикаль, расширение в горизонталь и т.п.) «одеты» в образы высоких колон, открытых окон и т.д.
С 11 лет преподавание гимнастики приобретает форму упражнения. Для пятиклассников это ритмические прыжки с чередованием направлений (например: вширь — вверх-вверх-вверх — вширь). Затем приходят упражнения с ярко выраженным геометрическим характером, в которых человеческое тело встраивается в геометрическую форму и потом эта форма претерпевает ряд превращений, метаморфоз. Со временем от простых упражнений переходят к более сложным.
В 6 классе для упражнений используется гимнастическая палка. Работа с палкой помогает лучше почувствовать геометрические формы и положения собственного тела в пространстве, ощутить границы своего тела и личного пространства человека.
К 14 годам взаимоотношения человека с силой тяжести приобретают экстремальный характер, тело человека сильно вырастает и тяжелеет. Подросткам порой очень сложно справиться со своими «неожиданно» выросшими конечностями и держать вертикально своё «вдруг» отяжелевшее тело. Можно сказать: человек впадает в тяжесть. Поэтому основным мотивом в гимнастике становится «падение и его преодоление». Упражнения строятся таким образом, чтобы, используя падение тела или конечностей, найти возможность удержать себя от полного подчинения силе тяжести и вернуться в вертикальное положение.
С 15-летнего возраста начинается постепенное высвобождение от силы тяжести и более осознанное владение собственным телом. Упражнения, предлагаемые школьникам, поддерживают эти процессы. Особое значение приобретает движение вперёд.
В 16 лет это движение вперёд становится подчёркнутым движением к цели. Вместе с тем в упражнениях появляется сознательное обращение с пространственными измерениями. Названия упражнений для этого возраста красноречиво говорят сами за себя: «Копьё», «Движение к цели», «Растущая высота», «Растущая ширина».
Упражнения для 16-17-летних связаны с всё более и более свободным обращением с телом и пространственными силами. Движения образуют в пространстве линии и фигуры, и творит их человек. Это уже вполне сознательное построение сложных пространственных форм, осознанное взаимодействие человека с пространственными силами. Именно взаимодействие, потому что в то время как человек выстраивает пространственный образ и встраивается в него своим телом, происходит обратное воздействие пространственных сил на человека, в результате чего тело его расправляется в направлении сил и приходит в гармонию с ними.
Вышеописанное воздействие пространственных сил на человеческое тело даёт возможность использовать упражнения ботмеровской гимнастики для лечебных целей при различных нарушениях осанки и для развития чувств равновесия и движения.
В настоящее время многие вальдорфские школы Германии, Англии и других европейских стран активно культивируют Ботмеровскую гимнастику. Есть также значительное число людей практикующих Ботмеровскую гимнастику в лечебных целях. И все-таки она была и остаётся самобытным искусством, искусством доступным всем — и взрослым и детям.
Дмитрий Милаков (из статьи для украинского журнала «Дитина»(ребёнок)