Размышления о будущем и прошлом школы

О чём это я?  — о прошлом вальдорфа в Воронеже, а главное, о его будущем.

Для кого? – для родителей школы, коллег, для всех, кому школа интересна, для себя.

Заранее признательна всем, кто осилит мой опус до конца.

У меня со школой «Радуга» отношения долгие, с самого-самого её зарождения, и характер наших отношений менялся сильно. Сначала я её недолюбливала, так как она отнимала у меня маму, которая эту школу основывала,  помогала  расти и росла вместе с ней —  одним словом, отдавала ей все силы денно и нощно в буквальном смысле. Сама я в «Радуге» не успела  поучиться, так как была уже слишком взрослая.

В 16 лет я поехала в Германию и там проучилась год в вальдорфской школе в Уберлингене. За этот год я увидела вальдорф со стороны и изнутри, да еще в таком скептическом возрасте. Надо сказать, что многое меня вдохновило, хотя не все в школе  (а это одна из самых крупных и именитых вальдорфских школ мира) было однозначно позитивно. Тем не менее, это был очень важный  для меня опыт, который позволил  составить свое мнение о принципах вальдорфской педагогики на деле. Через некоторое время после возвращения домой мама уговорила меня поработать в школе —  срочно нужен был учитель музыки и английского. В юношестве я давала себе зарок быть кем угодно, только не учителем, но мама умела убеждать! Иначе вальдорфской школы в Воронеже никогда бы и не было.

Мой первый учительский опыт был неоднозначным, но очень настоящим. Это был очень интересный переход в 19 лет из учеников в учителя, очень отрезвляющий. Ученики – часто беспощадное зеркало для учителя, зато победы ценишь в сто раз сильней. Удавшиеся уроки по-настоящему окрыляли, а неудавшиеся – были трагедией, которую я переживала очень глубоко. Но одно – и это, пожалуй, главная моя мысль – я понимала сразу: то, что я дала себя уговорить, не значит, что я здесь работаю по чьей-то, а не своей воле. Надо отдать должное маме, точнее обоим родителям, в том, что они сумели как-то очень прочно поселить во мне эту мысль: «все, что ты делаешь, делай потому, что ТЫ этого ХОЧЕШЬ, потому что САМ это выбрал, не из чувства долга, симпатий, предубеждений». Постепенно мой выбор работы становился все более осознанным. Мама не давила, давала набить свои шишки, умела ждать, когда я сама приду к ней с вопросом, много помогала. Затем появились свои дети, а когда пришла пора выходить из декрета, мамы уже не было. Уход мамы заставил задуматься, зачем я в школе, в качестве кого. Ответ был однозначен: я хочу, чтобы эта школа была, хочу в ней работать как учитель, хочу учить своих учеников именно так, хочу, чтобы мои дети учились в вальдофской школе. Итак, я постепенно вросла в школу, она стала моей неотъемлемой частью, а это большая опасность. Привыкаешь к чему-то и начинаешь делать дальше все по привычке, не замечая, нравится тебе твое дело или нет. Все располагало продолжать работать: замечательный коллектив, среди которого много людей, у которых хочется учиться, любимые дети, масса творческих задач. В этом и опасность: не задавая себе вопросов, можно скатиться до уровня, как говорит моя любимая коллега, «дам, приятных во всех отношениях», благо и коллектив-то почти напрочь женский. При таком  «приятном» отношении легко свести идею вальдорфской школы до чего-то «милого», «мягкого», «красивого», обойти все острые углы и неприятные вопросы застенчивым молчанием. Мол, «зачем  углубляться в вопрос, ведь люди в школе все сплошь приятные, творческие, хорошие». Скользкая это тема, и поэтому особенно нужная. Помню, на одном из моих первых учительских семинаров была лекция о том, насколько важно для современного человека все время быть начеку, проверять на истинность внутри себя то обилие информации, которое приходит к нам каждый день, отсекать стереотипы и не давать манипулировать собой. Я как-то глубоко прониклась этой мыслью и стараюсь до сих   пор почаще себе о ней напоминать. Конечно  учителя, осознанные родители (от этого термина уже тоже попахивает клише) или другие «ищущие или нашедшие свою веру» люди стараются проверять «на стереотипы» то, что несет окружающий мир, но еще более важно проверять на стереотипы, то,  во что мы давно поверили, оставаться открытыми  и непредвзятыми.

На мой взгляд, сейчас наша школа очень старается открыться, честно принять требования сегодняшнего дня,  при этом сохранив самое ценное и важное. Школа готова к критике, только к конструктивной, основанной на  конкретном опыте, а  не на слухах. Наши праздники открыты для всех, мы участвуем в городских и даже международных  мероприятиях, при наличии серьезного интереса можно попасть и на урок. К нам приходят практиканты из университета и пединститута. И, тем не менее, часто слышу сожаления или упреки, что мы закрыты от внешнего мира и о нас никто не знает. Что на это сказать? Мы работаем в этом направлении. Можно и нужно делать лучше – пишите, приходите, вникайте, требуйте, спрашивайте, теребите, помогайте, исправляйте…… Семя уже лежит в земле, всходы есть, но, как говорится,  «без агрессивных удобрений урожай не такой внушительный». Про удобрения конечно шутка, но в ней есть доля правды. Вальдорфская идея как урожай без химикатов: дорогой, не такой стабильный и не всегда «кондиционный». Но я уверена, что оно того стоит.

Итак, нам 18 лет – возраст, когда нужно учиться ценить свои достоинства и трезво и позитивно бороться с недостатками. По-моему, школа соответствует своему возрасту. У нас много «взрослых» планов: аккредитация, учебные программы, пособия, и, конечно, здание. Мы задаем себе много вопросов, стараемся искать ответы. Детство у школы было непростым, но всегда рядом было чье-то руководство и помощь, которые вели школу дальше. Сейчас нам 18, совершеннолетие! Теперь надо все самим. И встает вопрос, кто это МЫ? Для меня сейчас это один из самых главных вопросов. Мы ставим этот вопрос так или иначе на учительских конференциях: многие коллеги уверенно включают себя в состав этого «мы», кто-то честно признается, что еще находится в поиске. Достаточно много родителей приходит на собрания, отдают свое драгоценное время (спасибо им за это огромное), думают о будущем школы.  И все-таки я вижу  неуверенность в  глазах многих родителей и некоторых коллег, даже скорее ожидание. Ожидание чего?  Того, что придет кто-то, возьмёт флаг и поведет в светлое будущее? Здорово бы, самой часто хочется. Но такого человека, видимо, нет,  по крайней мере, в едином лице, по крайней мере, пока. Был такой человек, а сейчас нет. Хорошо это или плохо, не знаю. Я склонна видеть и то, и другое.

Человека нет, а школа есть, есть люди. Весь вопрос в том, сколько нас, насколько мы едины в желании, чтобы вальдорфская школа в нашем городе существовала и развивалась, и что мы готовы для этого сделать.

Я лично очень хочу. Хочу красивую самостоятельную сильную школу, где  у меня как у учителя будет возможность думать о детях:  разных, с разными талантами и задачами, о мире,  тоже разном, но при этом едином — а не только  о программе, которую мне навязывает чиновник из министерства образования, часто детей в глаза не видевший. О, слава учителям государственных школ, которые могут преодолеть нормы, программы и бесконечные реформы и все равно помогать детям. Это подвиг! Говорю это с искренним восхищением, так как вижу, чего им это часто стоит. Но я не хочу вопреки. Мне интересна вальдорфская программа, вальдорфский подход. Я не считаю, что все «невальдорфское»  неправильно, но мне хочется познавать мир по-вальдорфски. Это мой выбор. Я хочу, чтобы мои дочки учились в нашей школе, я им завидую, волнуюсь за них, чувствую ответственность как мама и как учитель.

Мне нравятся наши выпускники. Они  разные, по-разному относятся к школе. У кого-то престижное высшее образование, профессия, кто-то сознательно не пошел учиться дальше, кто-то бросил учебу, кто-то сожалеет, кто-то благодарит. Но у них есть что-то общее. Может быть, это  самостоятельный взгляд на мир.

Я как мама хочу этой самостоятельности для своих девочек. Хочу, чтобы они могли сами принимать решения, не пытались искать виноватых, умели радоваться  и удивляться миру. В этом наша школа помогает. Как учителю мне хочется давать ученикам еще больше —  будем работать над этим.

К чему я все это? Ну конечно я ищу поддержки. У вас, дорогие наши талантливые в разных областях родители. Очень хочется вас зажечь, чтобы глаза  загорелись, чтобы засверкали идеи, чтобы забурлила  инициатива, чтобы было больше вопросов от вас к нам, учителям и обратно, чтобы был живой диалог, чтобы школа начала активно развиваться, чтобы мы начали ее физически вместе строить. Свою, какой мы хотим её видеть для наших талантливых, замечательных детей. Хочется, чтобы о нас узнавали люди, город, мир.

 

Анастасия Елисеева.

One Comment

  1. Поддерживаю. Все точно ,правильно! Спасибо за любовь к делу, к детям. Верю что со школой должно произойти чудо — и здание личное появится!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.