«Радуга» — школа, которую создали родители

Минувший год наша школа закончила не только шикарным Рождественским праздником, но и участием в научно-практической конференции «Инновационные технологии гражданского и практического воспитания». Представляли школу Князева Н.Н. И Елисеева А.Н, готовила же это участие целая группа,  в которую входили Богданова О.Н. и Терехова Л.Я.

 Роль семьи в гражданском и патриотическом воспитании

Что значит гражданское и патриотическое воспитание? Какое отношение тема конференции имеет к нашей школе, самой вальдорфской педагогике? Поразмыслив над этими вопросами, взглянув на уже многолетний опыт нашей школы, сложился вполне определенный ответ. И важность он свою приобрел не в качестве предлагаемого на конференции материала, а как преодоление следующей ступени осознания самих себя, осознания ценности той структуры, которую имеет школа.

Говоря обо всём этом, мы в первую очередь думаем о наших детях. Мы понимаем, что наша задача – научить ребёнка способности встретиться с миром, найти свой путь, научиться принимать решения, научиться строить образ того, к чему он хочет идти. На наш взгляд, это идеальное определение настоящего гражданина.

Что же мы ставим во главу угла (точнее углов) в треугольнике, ибо каждый из углов важен, пытаясь решить эти задачи.

Принцип треугольника – один из основных принципов вальдорфской педагогики. Ребёнок – родители(семья) – воспитательное, образовательное учреждение,

Задача ребёнка – встретить мир, принять мир в себя и самому стать успешным, интересным, уверенным настолько, что самому быть миром.

О задаче школы было сказано выше. Можно ещё добавить, что школа принимает в благоговении ребёнка, воспитывает и образует его в любви и отпускает в свободе в мир. Само пребывание в школе не подготовка к жизни, но сама жизнь.

Задачу же родителей мы видим в том, чтобы создать здоровую атмосферу для развития ребёнка. Что такое здоровая атмосфера? Это семья, ибо никто не сможет любить и ценить ребёнка, больше чем родители, видеть в нём уникальную неповторимую личность, которая растет, развивается на глазах. И это не пустые слова. Дело в том, что так задачу родителей понимает не только школа, но и сами родители школы, потому что импульс к появлению большинства вальдорфских школ не только в России, но и в других странах приходил от родителей. Уже потом многие родители становились её учителями или теми, кто всегда был рядом в трудные  и радостные моменты.

Итак, теперь подробнее о том, как всё это происходит.

Человек (ребёнок) приходит в мир, несёт с собой некий импульс, задачу. Он приходит в семью, где царит определённый уклад, существуют традиции, люди, которым он доверяет как целому миру, мама и папа. Всё, что рядом с ребёнком в это время, существенно важно для всей его дальнейшей жизни: какие впечатления он получает, что держит в руках, что видит, что слышит и т.д.

Современная реальность такова, что большинство детей после 3-х лет, некоторые раньше, приходят в детские дошкольные учреждения. Что это для ребёнка? Это в какой-то мере разрушение мира ребёнка, нарушение его целостности.

Вальдорфский детский сад предлагает разновозрастные группы, что создает образ семьи, где младшие дети подражают старшим, а старшие помогают младшим – это и есть первое самое здоровое вхождение в мир. Если это отношение к окружающим ребёнок принесёт с собой во взрослую жизнь, то это будет целительным для организма всего общества в целом. У самого же ребёнка в этот момент, момент подражания, рождается переживание, что мир хорош и я хорош. А это рождает способность переживать благодарность ко всему сотворённому, рождает глубокие моральные чувства. Так, не теряя образа семьи, ребёнок в первый раз соприкасается с миром. Родители при этом совсем не сторонние наблюдатели, в вальдорфских детских садах родители активные участники того, что происходит с детьми: они мастерят игрушки для детей своими руками, пекут пироги к праздникам (и это делает праздники уютными, домашними), помогают обустраивать группы, шьют своим детям, а порой и себе, костюмы к праздникам. И у родителей, и у садовниц, самый важный жест в это время — защита.

Всё  это имеет своё продолжение и развитие, когда ребёнок приходит в школу. Школа — (в первые несколько лет (около пяти)) это один учитель, который ведёт все предметы, благоговейно принимает ребёнка из семьи и в любви сопровождает его в мир. Вальдорфская школа старается организовать для ребёнка такую атмосферу  и образовательную базу,  которые бы обеспечили гармоничное вхождение в большой мир. А эта гармоничность может возникнуть и существовать только при условии поддержания педагогического процесса дома. Не только школа соприкасается с жизнью каждой семьи, но и сама семья становится важной частью жизни школы, активным её звеном. Ребёнок не сдаётся в «камеру хранения», не живёт согласно печальному принципу: «воспитать должна школа, а одеть и накормить семья» или « за всё отвечают родители, поэтому школа должна заручиться их подписями по тому или иному вопросу».  Наша школа видит свою задачу при разделении на мир семьи и мир школы в том, чтобы сохранить в ребёнке целостность мира в принципе, возможность этот мир полюбить… Учитель в это время стремится представить мир художественно. И важно, что он не один, рядом с ним родители, семья. Совместно организуется культурная  работа в школе. Ребёнок видит, как его родитель живёт в том же процессе, куда пришёл и он сам. Тогда у ребёнка рождается переживание, что мир прекрасен, и я прекрасен. Школа для него тогда – это жизнь. Чем шире мы сможем представить эту жизнь, тем более широкий спектр возможностей может быть у выпускника.

Мы стараемся привлекать родителей во все сферы жизни школы. Родители, например, изготавливают изделия к ярмарке, которая традиционно проходит в школе в декабре, участвуют в театральных постановках, концертах, праздниках. Когда я говорю участвуют, то не имею в виду просто их присутствие, но и активное участие в подготовке, а иногда и сами идеи того или иного праздника. Так, декабрьский предновогодний праздник с мастерскими, где каждый может сделать что-то для себя, лотереей, фейерверком был придуман и воплощен одним из родителей нашей школы.

Родители живут не только праздниками школы, но и её буднями и проблемами. Они помогают в решении сложных вопросов, связанных с местонахождением школы, её финансированием (школа живет, в основном, на благотворительные пожертвования). Благодаря помощи родителей у школы есть свой автобус. Это очень важный момент, поскольку сейчас школа находится в п. Шилово.

У нашей школы есть партнерская школа в Германии. Наши ученики каждый год ездят в Кобург, а из Кобурга немецкие ребята приезжают к нам. Организацией поездок, расселением (а гости живут в семьях!) тоже занимаются родители.

Кроме того, школа периодически организует слёты и благотворительные семинары, которые рассчитаны на просвещение родителей и погружение их в жизнь школы,  действует родительский клуб, куда приходят родители с детьми, рукодельничают, задают вопросы, общаются, живут вместе со своими детьми, сохраняя целостный мир для своих детей, защищая их, чтобы потом подарить им этот мир, научить их принимать решения самостоятельно, ответственно, находить себя в этом мире, в общем, быть настоящими гражданами.

Вот таким образом и воплощается принцип – принять в благоговении, воспитать в любви и отпустить в свободе. Отпустить в свободе сознательного гражданина, центр внимания которого будет находиться не только в своей единственной и неповторимой личности, стремящейся исключительно к карьерному росту, но и в окружающем его мире, в чувстве сопричастности к каждому мгновению, ответственности и настоящей сознательной гражданской активности.

 

One Comment

  1. Замысловато изложено, и, мне кажется, не отражены важные моменты:
    1. Наши дети осваивают традиционные ремёсла, выращивают хлеб. Создавая что-то своими руками, ребёнок чувствует себя продолжателем линии предков, к которой он что-то прибавляет: деревянную ложку, которую он может сравнить с той, что видел в музее, или сотканную своими руками сумку… Только так ребёнок может ощутить себя продолжателем традиций, а не просто наследником (и налепить на машину «Спасибо деду за Победу!»).
    2. Краеведение в нашей школе — в числе основных предметов. Краеведение носит деятельный характер, основано на пеших и велосипедных походах, составлении карт, изготовлении макета местности и вызывает у детей искренний интерес.
    3. Школа уделяет большое внимание коллективной физической активности. Каждый школьный день начинается с основного урока, на котором обязательно проводится ритмическая разминка, нацеленная на развитие индивидуальной и групповой координации, умение красиво двигаться. Все наши школьники участвуют в рыцарских турнирах, олимпийских играх, пятидневном пешем горном походе… Стоит ли говорить, что герои Великой Отечественной проводили детство в компании сверстников, а не в уединении с гаджетом.
    4. Множество элементов вальдорфской педагогики нацелено на развитие волевых качеств: рисование рамок, защита проектов. Казалось бы, при чём тут патриотизм? А разве совместим, в принципе, безвольный планктон с понятием патриотизма?

    Артем Матвеев, папа ученицы 8 класса и выпускницы вальдорфской школы

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.